The Art Newspaper Russia
Поиск

Третьяковка на Крымском обновляется, и уже на этой неделе

В эту субботу, 16 мая, во время «Ночи в музее» первые счастливчики смогут опробовать новый вход в Третьяковскую галерею на Крымском Валу — со стороны пешеходной набережной Москвы-реки. Об этом сообщила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на встрече с журналистами. И это лишь малая часть преобразований, задуманных для привлечения публики в здание музея на Крымском Валу, где показывается искусство ХХ века и проходят выставки. «Мне кажется несправедливым, что самая лучшая в стране экспозиция русского авангарда, соцреализма, советского искусства 1970–1990-х годов испытывает недостаток внимания», — сказала директор.

«Мы вывезли из внутреннего двора 15 грузовых машин с мусором, отремонтировали мощение, запускаем фонтан», — рассказала Зельфира Трегулова, напомнив о том, что здание бывшей Картинной галереи народов СССР, которое делят сейчас Третьяковка и Центральный дом художника, построенное более полувека назад, является памятником архитектуры и открытый со стороны набережной внутренний двор был изначально задуман авторами здания — теперь наконец этот замысел осуществлен. Летом во дворе будут проходить концерты, перформансы, временные выставки, а в следующем году должен состояться первый музыкальный фестиваль под управлением дирижера Дмитрия Юровского.

Уже сейчас в вестибюле здания на Крымском Валу открылась кондитерская сети «Волконский», и в самое ближайшее время постоянные посетители не узнают знакомое фойе: дизайнерское бюро «Золотогруп» придумало его новую планировку и внешний вид, включая сидячие места для отдыха и книжный магазин. В скором будущем появится также детская студия в соседнем помещении.

Все эти изменения стали возможны, поскольку удалось найти компромисс с парком «Музеон», которому принадлежит земля вокруг галереи. Архитектор Евгений Асс разработал удобную лестницу, чтобы публика могла подняться в музей с набережной. Кроме того, урегулированы проблемы с парковкой, а именно: к зданию смогут подъезжать туристические автобусы, также предусмотрено 12 парковочных мест для людей с ограниченными возможностями.

Эти изменения — часть большого стратегического плана по развитию арт-кластера, то есть района Москвы, простирающегося от Лаврушинского переулка до Парка Горького. Как рассказала директор, некоторое время назад состоялась встреча руководителей культурных организаций, расположенных на этой территории: Парка Горького, парка «Музеон», Музея современного искусства «Гараж», который в июне открывает новое здание, а также проведены переговоры с Департаментом культуры города Москвы. Были достигнуты соглашения о взаимодействии и поддержке. Например, посетители Третьяковки в Лаврушинском смогут взять велосипед и доехать по набережной до здания на Крымском и далее в Парк Горького и «Гараж». Чтобы объединить эти пункты, будет разработана новая навигация, в частности выпущены брошюры с описанием маршрута, в который вскоре может быть включен дом, где родились коллекционеры — братья Третьяковы. Там будет создан мемориальный музей.

Летом начнется капитальный ремонт части здания на Крымском Валу, принадлежащей Третьяковской галерее. Это более 60% его площади, остальное — собственность Международной конфедерации союзов художников (ЦДХ), считающейся правопреемницей Союза художников СССР. Очевидно, что никакая масштабная реконструкция невозможна при двух собственниках (в здании единая система коммуникаций, включая вентиляцию и прочее), и на встрече были высказаны пожелания, чтобы эта проблема была решена на федеральном уровне, — странно, что главный музей национального искусства должен выяснять отношения с соседями, как на коммунальной кухне.

А пока эта проблема не решена, Третьяковка будет постепенно чинить крышу. Сначала над залами выставок, затем над залами с постоянной экспозицией ХХ века. Ремонт будет сопровождаться реэкспозицией — Зельфира Трегулова пообещала, что будет переделана экспозиция искусства русского авангарда и как минимум два зала будут отданы под коллекцию его великого собирателя Георгия Костаки, переданную им в Третьяковскую галерею. «Имя Костаки должно встать в один ряд с именами Щукина, Морозова и Третьякова», — считает Зельфира Трегулова.

Кроме того, она рассказала о том, что музей готовит новую концепцию развития. Для этого сейчас, на первом этапе, привлечена международная консалтинговая компания на спонсорской основе. В дальнейшем рассчитывают на конкурсной основе заказать концепцию одной из нескольких мировых компаний, специализирующихся на музейном развитии, как это уже сделали Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, Политехнический музей. «Я в этом бизнесе с 1985 года, и, к сожалению, в области музейного проектирования и маркетинга у нас до сих пор нет профессионалов», — заметила Зельфира Трегулова. «Все, что сочиняют наши российские компании, ложится на полку: этим, к сожалению, невозможно пользоваться», — добавила она.

Также было рассказано о выставочных планах. Осенью на Крымском Валу откроется выставка Валентина Серова, для которой Третьяковская галерея надеется получить портреты российских императоров из зарубежных музеев. Интересной обещает быть первая выставка знаменитого иконописца Симона Ушакова. Осенью музей отмечает 100-летие выставки «0.10», на которой впервые был показан «Черный квадрат» Казимира Малевича, — этому событию будет посвящена и ближайшая «Ночь в квадрате» 16 мая. Хотя многие работы уедут в Швейцарию, в Фонд Бейелера, который готовит масштабную выставку к 4 октября, посвященную этому юбилею, музей отметит годовщину большой программой и собственной экспозицией на тему. Третьяковка надеется взять реванш в 2017-м, на выставке, посвященной Октябрьской революции, — о революции в искусстве. Отдел новейших течений готовит «эпохалку» под рабочим названием «Оттепель». На 2019 год запланирована выставка, посвященная первому в мире музею современного искусства — Музею живописной культуры. Готовятся выставки Александра Яковлева, Зинаиды Серебряковой, Гелия Коржева.

Вход с набережной в Третьяковку на Крымском Валу будет окончательно открыт 6 июня.

Просмотры: 9618
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
3
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
4
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
Как пройти к искусству через библиотеку?
Новая нью-йоркская схема предлагает бесплатный вход в популярные музеи города для держателей читательских билетов.
17 октября 2018
7
Петербургский роман авангарда с советской властью
Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда.
18 октября 2018
8
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Дизайн в проблемах и проблемы в дизайне
Андрей Логвин — известный дизайнер-график, креативный директор дизайн-бюро «Борщ» и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики. Мы попросили его оценить окружающую нас жизнь со своей, профессиональной, точки зрения.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru