The Art Newspaper Russia
Поиск

Караваджо c разных точек зрения

Творчество художника подчас получает прямо противоположные толкования

Книги Caravaggio: Reflections and Refractions (Караваджо: отражения и искажения) и Caravaggio’s Pitiful Relics (Бренные останки Караваджо) можно рассматривать как два полюса на противоположных концах напряженного поля исследований творчества этого мастера. Редакторы первой, Лоренцо Периколо и Дэвид Стоун, указывают на «истощение и запутанность современных научных исследований его творчества», предлагая «реконструировать исторический контекст, изучить направления эволюции, опираясь на спектр хорошо разработанных методов, которые может дать лишь убедительная интерпретационная работа, анализ… итальянского и всего европейского искусства XVII века». В свою очередь, Тодд Олсон утверждает: творчество Караваджо римского периода представляет собой одну сплошную метонимию реликвий и мощей. Периколо и Стоун считают Караваджо призмой, сквозь которую можно заново увидеть самосознание художника и методы создания картин, характерные для эпохи барокко. Тогда как Караваджо Олсона «жил на пороге эпохи, когда базовые знаковые системы искусства были разрушены». Более пристальный анализ обнаруживает, что несходство научных подходов здесь скорее кажущееся, чем действительное, это более симптом закоснелости научных привычек, нежели противоядие от них. Разногласия одновременно и усиливаются, и избегаются в поле, где все еще можно апеллировать к «научной основательности».

Статьи из Отражений и искажений следуют существующей традиции научных работ, посвященных «реализму» Караваджо. В них он показан как иммигрант, вынужденный приспосабливаться к существующему в Риме арт-рынку.
Олсон заставляет материал работать в историческом ключе, давая интерпретации картин, внимательно относясь к деталям, структуре, цвету, намеку, иронии, а также к тому, как творчество великого мастера противится интерпретации. Он привлекает новый материал, констатируя: мир Караваджо — «схваченное настоящее». Двигающимся телам тут отведено слишком мало пространства, предметы несут на себе груз нарратива. И даже такой второстепенный предмет, как «маниакально сложенная» салфетка, играет важную роль.

Обе книги вносят значимый вклад в исследование творчества Караваджо.  

Caravaggio’s Pitiful Relics. Todd P. Olson. Yale University Press. 288 с. £45 (твердая обложка). На английском языке

Caravaggio: Reflections and Refractions / Lorenzo Pericolo and David M. Stone, eds. Ashgate. 392 с. £75 (твердая обложка). На английском языке

Просмотры: 3847
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Картина Рубенса станет одним из топ-лотов на нью-йоркских торгах старых мастеров Sotheby's
Картина, изображающая Святое семейство в вечернем пейзаже, находилась в собственности манхэттенской семьи более 60 лет
02 декабря 2019
4
Марина Варварина: «Мы идем вразрез с канонами»
Коллекционер и создатель музея современного искусства «Эрарта» Марина Варварина рассказала о будущем суперпопулярного в Петербурге пространства.
03 декабря 2019
5
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
6
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
7
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
8
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
9
Редкая картина Гогена продана за €9,5 млн на аукционе в Париже
До продажи картина Te Bourao II экспонировалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке на протяжении десяти лет.
04 декабря 2019
10
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru