18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Начало масштабных работ над барочными шедеврами Гринвича

№33
Материал из газеты

Английские реставраторы восстановят 3,7 тыс. м2 росписей XVIII века

Первые пробы методов восстановления росписей были сделаны в январе текущего года в рамках дорогостоящей (£7 млн) реставрации шедевра британского барокко — Расписного зала в Старом королевском военно-морском колледже Гринвича, расположенном к юго-востоку от Лондона.

Среди задач этого «беспрецедентного» проекта — использование новаторских методов расчистки и укрепления настенной и потолочной росписи площадью 3,7 тыс. м2, а также обеспечение доступа публики к месту работ, проходящих на 16-метровой высоте.

Этот зал головокружительной высоты, спроектированный Кристофером Реном и Николасом Хоксмуром, служил столовой для ветеранов военно-морского флота, «гринвичских пенсионеров», в госпитале для моряков, ставшем частью колледжа. Джеймс Торнхилл расписывал его 19 лет начиная с 1708 года. Авторству этого английского художника, который, как долгое время считалось, уступал в мастерстве только своим итальянским современникам, принадлежат и росписи в куполе собора Святого Павла в Лондоне.

Реставрация росписей западной стены здания завершилась в 2013 году. Главным объектом второй и гораздо более масштабной фазы работ, на которую в прошлом году выделили £2,77 млн из фонда Heritage Lottery, станет плафон главного Нижнего зала площадью 500 м2.

Чересчур дымные ужины

В центре потолочной росписи, прославляющей военно-морскую доблесть Британии, — изображение Вильгельма Оранского и Марии II, восседающих на небесном троне. Под ногами Вильгельма сжимает меч французский король Людовик XIV. Сегодня изображения эти покрыты загрязнениями, они пострадали от пыли, грязи, выцветания лака и отслоения красочного слоя. Большой урон нанесли прямые солнечные лучи и многочисленные дымные ужины. Одно из предложенных решений заключается в том, чтобы установить на окна жалюзи и позволить зрителям продолжать наслаждаться эффектами света, который, благодаря планировке Рена, проникает внутрь здания. Чтобы подчеркнуть изменения, здесь установят новую систему освещения.

Торнхилл писал маслом по штукатурке, покрытой, судя по всему, масляным грунтом. Последний раз эти произведения очищались и покрывались лаком в 1950-е годы. Команду реставраторов из четырех-шести специалистов со всей Европы возглавит Стивен Пейн из Paine & Stewart. Он намерен провести «исключительно бережную» очистку и планирует использовать мягкие растворители, по возможности на гелевой основе, чтобы «скорее размягчить слои, чем растворить их».

«Сейчас Торнхилл практически забыт, однако с художественной точки зрения он просто потрясающий мастер. [Росписи] станут более четкими, резкими и яркими… они будут создавать резонанс», — говорит Пейн. Он полагает, что восстановительные работы, помимо прочего, могут раскрыть новую информацию, например, об оружейном деле той эпохи. Основная проблема Heritage Lottery связана с доступом публики к реставрируемым пространствам: присутствие посетителей требует использования самых безопасных веществ. По оценкам руководителей проекта, который будет осуществлен в 2016 году, посмотреть, как проходят реставрационные работы, смогут около 10 тыс. человек, которые поднимутся на строительные леса с помощью специального лифта. Организаторы хотят дать зрителям возможность попасть и в еще более высокий парадный вестибюль, проложив маршрут по 11 этажам строительных лесов к 30-метровому куполу, который Торнхилл украсил изображениями четырех ветров.

Одно из сокровищ Лондона

За каждый квадратный ярд (0,84 м2) потолочной росписи Торнхилл получал плату в £3. Сегодня восстановительные работы на ней обойдутся в £675 за квадратный ярд. Пейн предпочитает работать с маленькой командой реставраторов, ведь надо быть уверенным в единообразии технологии обработки по всей поверхности.

Уилл Пэлин, заведующий реставрацией зданий колледжа, считает Расписной зал «одним из величайших художественных сокровищ Лондона», жемчужиной барокко, до недавнего времени практически незнакомой широкой публике. «Это беспрецедентный по своему масштабу проект. Мы находимся на неизведанной территории», — говорит он.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+