The Art Newspaper Russia
Поиск

Европа готовится пересмотреть законы об авторском праве

Единый цифровой рынок может привести к потере доходов

Концентрическое исследование, Доминик Харрис
Концентрическое исследование, Доминик Харрис

Когда в январе бельгийский суд признал художника Люка Тюйманса виновным в плагиате (в 2011 году он написал портрет одного из бельгийских политиков, используя в качестве первоисточника фотографию, напечатанную в местной газете), многие в мире искусства усмотрели в этом деле признаки несостоятельности европейского законодательства об авторских правах. Критики встали на сторону Тюйманса, а он сам планирует подавать апелляцию, утверждая, что законы об авторском праве слишком строги. Недавно появилась информация о том, что эти ограничения будут ослаблены в рамках политики создания в Европе единого цифрового рынка. План, который будет опубликован Европейским Союзом (ЕС) в мае, включает в себя предложения по модернизации и сведéнию законов об авторских правах в цифровую эру. Председатель ЕС Жан-Клод Юнкер в своем заявлении отметил, что цель состоит в том, чтобы «ликвидировать существующие преграды» в таких областях, как законодательство по защите авторских прав и данных. Однако художники и организации, живущие на отчисления за тиражирование, опасаются, что смягчение законов об авторском праве может привести к потере дохода для авторов. «В дискуссии вокруг реформы законодательства об авторском праве ЕС сторонников реформы явно больше, — говорит Гилейн Тавадрос, исполнительный директор британского совета по лицензиям на изображения DACS. — Мы хотим убедиться в том, что любая реформа законодательства об авторском праве учитывает голос художников, чья творческая позиция и доходы напрямую зависят от копирайта». Подробная информация о предлагаемых изменениях в европейский закон об авторском праве будет опубликована 6 мая, когда ЕС выпустит официальную директиву о создании единого цифрового рынка. Пока же в Евросоюзе не пришли к согласию по цифровой стратегии, и обсуждение, как ожидается, продлится еще несколько месяцев. Для цифровых художников, чьи работы, как правило, легче копировать, проблема нарушения авторских прав стоит особенно остро. Британский художник Доминик Харрис рассказал, что музыкальный файлообменник Napster, закрытый в 2001 году, продемонстрировал, как легко было скопировать файлы в цифровом формате без потери качества. Сам Харрис разработал для своих работ специальные платформы. «Даже если скопировать одну из моих работ и удалить из нее файл памяти, все равно не получится скачать ее, например, на iPad», — уверен он. Харрис говорит, что цифровое искусство воруют все больше, при этом технологии пиратов совершенствуются, особенно в Азии. «Они покупают работу с одной целью — взломать защиту и размножить ее», — вздыхает он. Такие художники, как Харрис, признают преимущества обмена изображениями в Интернете. «Большинство художников, с которыми мы работали, считают, что свободный доступ к информации и изображениями — это хорошо, — говорит Айа Мусави, одна из авторов арт-проекта Moving Museum, кочевой выставки, на сайте которой размещено несколько цифровых заказов. — Вопрос в том, насколько можно контролировать ситуацию после того, как твоя работа оказалась в Интернете». Мусави добавляет, что, запустив Moving Museum вместе с Симоном Сакхаем в 2012 году, сама она пока не сталкивалась с проблемами нарушения авторских прав. Тем не менее законы об авторском праве ЕС сильно устарели с 2001 года, и здесь требуется уравнять права пользователей и художников, считает Гилейн Тавадрос.

Просмотры: 2217
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
4
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
5
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
6
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
7
Русский музей покажет галерею портретов Екатерины II
Более 500 произведений с изображением императрицы, в том числе около 20 портретов, объединены в выставку из музейной серии «Сага о Романовых».
13 февраля 2018
8
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
9
Холокост, БДСМ и поп-арт смешались в романе Бориса Лурье
Нью-Йорк 1970-х вдохновил художника на фантасмагорический роман «Дом Аниты», который был издан лишь после смерти автора.
16 февраля 2018
10
Реконструкция Гран-пале в Париже обойдется почти в €0,5 млрд
Крупнейшее выставочно-ярмарочное пространство французской столицы в 2020 году закроется на трехлетнюю реконструкцию, на время которой FIAC, Paris Photo и Биеннале антикваров подыскивают другие площадки.
13 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru