The Art Newspaper Russia
Поиск

Две страны выбыли с Венецианской биеннале

Вход в палаццо Боллани во время 53-й Венецианской биеннале. Фото Жан-Пьера Дальбера/Flickr

Вход в палаццо Боллани во время 53-й Венецианской биеннале. Фото Жан-Пьера Дальбера/Flickr

За последний месяц число стран, принимающих участие в 56-й Венецианской биеннале, сократилось с 90 до 88. От участия в мероприятии отказались Коста-Рика и Кения.

Как выяснила The Art Newspaper, Кения официально отказалась от своего павильона 29 апреля из-за протеста кенийского художественного сообщества, возмущенного тем, что представлять страну на международной биеннале были отобраны преимущественно китайские художники, ни один из которых не живет и не работает в этом африканском государстве. После того как под петицией на Change.org было собрано несколько сотен подписей, 14 апреля министр культуры Кении публично раскритиковал павильон и его организаторов.

Коста-Рика также заявила о своем отказе от участия в биеннале. Это произошло 30 апреля, когда стало известно, что Грегорио Росси, итальянский куратор, занимавшийся организацией коста-риканского национального павильона, взимал с художников плату за возможность представить работы на фестивале. Он предложил выставиться приблизительно 50 художникам, каждый из которых заплатил до €5 тыс. (около $5,6 тыс.) за место. Схема была раскрыта, когда итальянский скульптор Умберто Мариани на страницах журнала Flash Art возмутился платой в «€95 тыс. за то, чтобы выставить мои работы в палаццо Боллани» (хотя в итоге он договорился о том, что займет второй этаж целиком). «Это неприемлемо», — сказала в интервью газете El País представитель посольства Коста-Рики в Италии Илеана Ордоньес Чакон. В письме, направленном организаторам Венецианской биеннале, она объяснила, что отказ страны от участия связан с «форс-мажорными обстоятельствами».

Сыграло свою роль и то, что к участию в биеннале было приглашено всего четыре костариканца: Присцилла Монж, Рафаэль Оттон Солис, Розелла Матаморос и Роланда Фаба. В этом году в павильоне страны должны были выставляться еще и зарубежные художники (Музей современного искусств и дизайна в Сан-Хосе занимался отбором авторов из страны, а Росси отвечал за подбор иностранных участников), но чиновники, по-видимому, не представляли, что последних окажется так много. В своем письме организаторам биеннале Илеана Ордоньес Чакон отметила, что «поставленные условия были неприемлемы, поскольку [предполагали] участие коста-риканских художников в смешанном пространстве одного зала (позиционируемом как Коста-Рика) вместе с художниками из других стран».

Однако, по информации El País, Росси дал понять, что для Коста-Рики это было единственной возможностью вообще получить павильон. У страны не было официального спонсора (о чем коста-риканским властям, по-видимому, известно не было), так что €200 тыс., необходимые для аренды на время биеннале элегантной площадки неподалеку от площади Сан-Марко, пришлось взымать с художников вне зависимости от страны их происхождения.

Технически действия Росси не являются нарушением, поскольку у Венецианской биеннале нет особых правил на этот счет. Представитель биеннале в официальном заявлении сообщил, что «она не вмешивается в организационные аспекты участия стран (назначение комиссара павильона и куратора, кураторский проект, процедура отбора художников, выбор площадки и так далее), предоставляя странам-участницам полную автономию, что является устоявшейся практикой».

Действия Росси скорее служат очередным печальным напоминанием о том, насколько несправедливым по-прежнему остается международное игровое поле к художникам из менее богатых стран; они сталкиваются с гораздо большим числом трудностей на пути к тому, чтобы показать свои работы за рубежом, чем художники из таких стран, как США или Франция. Но это говорит и о том, что у покровителей искусств, заинтересованных в поддержке художников из развивающихся стран, имеется интересная перспектива. Будем надеяться, что кто-нибудь отметит ее себе на следующий раз.

Просмотры: 3206
Популярные материалы
1
Объявлены лауреаты VIII Премии The Art Newspaper Russia
В Москве при поддержке ювелирной компании Mercury состоялась церемония награждения Премией The Art Newspaper Russia. Представляем лауреатов в интересных цифрах и фактах.
26 февраля 2020
2
Михаил Суслов: «Сейчас очень хорошее время для коллекционеров и инвесторов»
Антиквар, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24» Михаил Суслов рассказывает о том, как устроен арт-бизнес в России, своих планах открыть галерею в Москве и перспективах рынка русского искусства на родине и за рубежом.
25 февраля 2020
3
AES + F: безжалостные пророчества
Виртуозы digital art, визионеры-провидцы, обычно они ставят на самые мрачные сценарии. Татьяна Арзамасова и Лев Евзович рассказали о своем видении современного мира и глобальной мифологии.
26 февраля 2020
4
Ностальгия по ГДР обретает материальность
На примере мозаики Жозепа Ренау можно увидеть, как меняется сегодня отношение к культурному наследию Восточной Германии.
25 февраля 2020
5
Альтернативные арт-площадки Петербурга
Современное искусство Северной столицы далеко не ограничивается тем, что показывают музеи и галереи. Свой обзор для Russian Art Focus сделал канадский филолог, поклонник города Джош Надьё.
26 февраля 2020
6
Выставки месяца в Нидерландах
Диалог Караваджо и Бернини в Рейксмузеуме, невиданное постсоветское от фотографа-антрополога Бертьен ван Манен в Стеделейк и ХХ век афроамериканского искусства в Амерсфорте.
25 февраля 2020
7
В Португалии восстанавливают узоры холстов старых мастеров
Реконструкция плетения холста поможет реставрировать шедевры Веласкеса, Караваджо, Эль Греко и других художников.
25 февраля 2020
8
Церемония вручения премии The Art Newspaper Russia прошла в Москве
В Гостином Дворе прошло театрализованное вручение VIII Премии The Art Newspaper Russia, состоявшееся при поддержке генерального партнера церемонии — Mercury.
27 февраля 2020
9
Выставки месяца в Германии
Чувства звезд современного искусства в мюнхенской Пинакотеке модернизма и основоположник немецкого фоторепортажа Умбо в Берлинской галерее.
26 февраля 2020
10
Дрезденская картинная галерея открывается обновленной
Коллекция произведений старых мастеров, собранная саксонскими курфюрстами, снова доступна для публики после затяжной реконструкции здания Земпербау в историческом дворцовом комплексе Цвингер.
28 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru