The Art Newspaper Russia
Поиск

Две страны выбыли с Венецианской биеннале

Вход в палаццо Боллани во время 53-й Венецианской биеннале. Фото Жан-Пьера Дальбера/Flickr

Вход в палаццо Боллани во время 53-й Венецианской биеннале. Фото Жан-Пьера Дальбера/Flickr

За последний месяц число стран, принимающих участие в 56-й Венецианской биеннале, сократилось с 90 до 88. От участия в мероприятии отказались Коста-Рика и Кения.

Как выяснила The Art Newspaper, Кения официально отказалась от своего павильона 29 апреля из-за протеста кенийского художественного сообщества, возмущенного тем, что представлять страну на международной биеннале были отобраны преимущественно китайские художники, ни один из которых не живет и не работает в этом африканском государстве. После того как под петицией на Change.org было собрано несколько сотен подписей, 14 апреля министр культуры Кении публично раскритиковал павильон и его организаторов.

Коста-Рика также заявила о своем отказе от участия в биеннале. Это произошло 30 апреля, когда стало известно, что Грегорио Росси, итальянский куратор, занимавшийся организацией коста-риканского национального павильона, взимал с художников плату за возможность представить работы на фестивале. Он предложил выставиться приблизительно 50 художникам, каждый из которых заплатил до €5 тыс. (около $5,6 тыс.) за место. Схема была раскрыта, когда итальянский скульптор Умберто Мариани на страницах журнала Flash Art возмутился платой в «€95 тыс. за то, чтобы выставить мои работы в палаццо Боллани» (хотя в итоге он договорился о том, что займет второй этаж целиком). «Это неприемлемо», — сказала в интервью газете El País представитель посольства Коста-Рики в Италии Илеана Ордоньес Чакон. В письме, направленном организаторам Венецианской биеннале, она объяснила, что отказ страны от участия связан с «форс-мажорными обстоятельствами».

Сыграло свою роль и то, что к участию в биеннале было приглашено всего четыре костариканца: Присцилла Монж, Рафаэль Оттон Солис, Розелла Матаморос и Роланда Фаба. В этом году в павильоне страны должны были выставляться еще и зарубежные художники (Музей современного искусств и дизайна в Сан-Хосе занимался отбором авторов из страны, а Росси отвечал за подбор иностранных участников), но чиновники, по-видимому, не представляли, что последних окажется так много. В своем письме организаторам биеннале Илеана Ордоньес Чакон отметила, что «поставленные условия были неприемлемы, поскольку [предполагали] участие коста-риканских художников в смешанном пространстве одного зала (позиционируемом как Коста-Рика) вместе с художниками из других стран».

Однако, по информации El País, Росси дал понять, что для Коста-Рики это было единственной возможностью вообще получить павильон. У страны не было официального спонсора (о чем коста-риканским властям, по-видимому, известно не было), так что €200 тыс., необходимые для аренды на время биеннале элегантной площадки неподалеку от площади Сан-Марко, пришлось взымать с художников вне зависимости от страны их происхождения.

Технически действия Росси не являются нарушением, поскольку у Венецианской биеннале нет особых правил на этот счет. Представитель биеннале в официальном заявлении сообщил, что «она не вмешивается в организационные аспекты участия стран (назначение комиссара павильона и куратора, кураторский проект, процедура отбора художников, выбор площадки и так далее), предоставляя странам-участницам полную автономию, что является устоявшейся практикой».

Действия Росси скорее служат очередным печальным напоминанием о том, насколько несправедливым по-прежнему остается международное игровое поле к художникам из менее богатых стран; они сталкиваются с гораздо большим числом трудностей на пути к тому, чтобы показать свои работы за рубежом, чем художники из таких стран, как США или Франция. Но это говорит и о том, что у покровителей искусств, заинтересованных в поддержке художников из развивающихся стран, имеется интересная перспектива. Будем надеяться, что кто-нибудь отметит ее себе на следующий раз.

Просмотры: 3091
Популярные материалы
1
Современное искусство на Sotheby’s: политики много не бывает
Лондонские аукционы определяют зону актуального: и искусства, которое они продают, и социально-политических проблем, вызывающих к жизни такое искусство. О последних торгах Sotheby’s рассказывает Ильдар Галеев.
07 октября 2019
2
Третьяковка представляет всего Василия Поленова
Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств.
08 октября 2019
3
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
4
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
5
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
6
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
7
Выставка «Дали и Магритт. Две иконы сюрреализма в диалоге» пройдет в Брюсселе
В Королевские музеи изящных искусств привезут более 80 произведений из 40 мировых собраний.
07 октября 2019
8
Искусство проверят по пятому пункту
В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег.
08 октября 2019
9
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
10
Филип Колберт приехал в Москву со своими лобстерами
На выставку в МАММ привезли почти 30 произведений из британских музеев и частных собраний. Несколько работ с альтер эго художника, лобстером, были созданы специально для московского проекта.
08 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru