18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Военно-исторические выставки открываются по всей стране

Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода, Ростова и Царского Cела откликнулись на юбилей Победы

Накануне майских праздников, 30 апреля, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве открылась подготовленная к 70-летию Победы выставка «Хранители. Война и мир в музее. ГМИИ им. А.С.Пушкина в 1941–1955 годах». Она посвящена работе музейщиков в годы Великой Отечественной и в первое послевоенное десятилетие. Выставка рассказывает о том, как сначала спасали от гибели здание и коллекции ГМИИ, а позднее сохраняли и реставрировали пострадавшее во время войны собрание Дрезденской галереи.

В Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге начала работу выставка «Идет война народная». Помимо живописных, графических и скульптурных произведений Ореста Верейского, Александра Дейнеки, Петра Кончаловского, Кукрыниксов, Веры Мухиной и других классиков советского искусства, в экспозицию включены наброски, плакаты, фотографии и фрагменты документальной хроники, дающие живое представление об атмосфере военных лет.

В Музее-диораме Пермского краеведческого музея открылась выставка «Шли эшелоны на фронт». Оригинальность выставочной идеи заключается в том, что основой всей экспозиции и отправной точкой осмотра выбран вокзал. Вокзал — это место встречи фронта и тыла, место, где пересекались пути огромного числа проезжавших через город, с него провожали на войну, отправляли грузы на фронт, туда же прибывали эвакуированные предприятия, организации и люди. Из выставочного вокзала можно не только «выйти» в тыловой город и попасть в жилище того времени (представлен интерьер квартиры военных лет), но и отправиться с него вместе с воинским эшелоном на запад и «оказаться на фронте», стать свидетелем основных сражений войны.

В Культурно-выставочном центре «На Ростовской» Переславль-Залесского государственного музея-заповедника проходит выставка «Просмотрено Военной Цензурой», на которой представлены письма переславцев с фронтов Великой Отечественной. На каждом стоит штамп «просмотрено военной цензурой». Организаторы выставки полагают, что сегодня «важно познакомить посетителей с коллекцией писем переславцев-фронтовиков и приблизить уже далекую Великую Отечественную войну к каждому, отдельно взятому человеку». В собрании музея хранятся целые подборки писем многих фронтовиков, по этим документам можно восстановить историю каждого автора и даже историю их семей. Помимо писем, посетители увидят стихи и рисунки солдат, выполненные в перерывах между боями, документы и фотографии. К примеру, здесь представлены уникальные кадры Николая Ширшина — фотографа политотдела Спецчастей 5-й Ударной армии. Они были сделаны в мае 1945 года в Берлине.

В Новгородском кремле у Дворцовой башни открылась выставка-инсталляция: в 11 арочных стенных ниш помещены редкие кадры освобожденного от немцев Новгорода из собрания Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и частных коллекций. Дизайн пространства дополняют большие разбитые оконные рамы, создающие ощущение присутствия зрителей на месте событий. Перед арками экспонируется военная техника и вооружение времен войны. В нижней части Дворцовой башни работает интерактивная выставка, посвященная послевоенному Новгороду. После освобождения города люди жили даже в уцелевших башнях кремля. В небольшом помещении воссоздана обстановка тех лет: в быту использовалось брошенное военное имущество и снаряжение, в ход шло все вплоть до остатков вооружения и боеприпасов. Посетители могут попробовать настоящий морковный чай и сухари, приготовленные по рецепту 1940-х годов.

В Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» начала работу выставка «Свидетели великой эпохи». На ней жизнь небольшого тылового города представлена через подлинные предметы тех лет. Основными экспонатами стали повседневные вещи, образцы продукции предприятий города и района, воинское обмундирование, медицинское оборудование, трудовые награды, а также фотографии и документы. С их помощью рассказывается о мирной жизни накануне войны и о том, как она изменилась с началом лихолетья.

Нижегородский государственный художественный музей с 9 мая приглашает посетить выставку «Живи и помни». На ней представлено более 80 произведений живописи, графики и скульптуры на военную тему известных советских мастеров: Владимира Богаткина, Ореста Верейского, Евгения Вучетича, Владимира Гаврилова, Александра Дейнеки, Льва Кербеля, Ивана Козловского, Александра Кокорина, Юрия Кугача, Веры Мухиной, Алексея Пахомова, Аркадия Пластова. Здесь же изделия палехских мастеров из собрания музея и произведения горьковских (нижегородских) художников Павла Гусева, Владимира Данелюка, Андрея Никифорова, Анатолия Самсонова, Сергея Тумакова, прошедших дороги войны, служивших связистами, артиллеристами, разведчиками.

В павильоне «Верхняя ванна» Екатерининского парка Государственного музея-заповедника «Царское Село» 9 мая начнет работу выставка «И однажды откроется дверь…». В экспозиции будут представлены предметы, которые были вывезены из музея в период оккупации города Пушкин и в разные годы, в том числе совсем недавно, вернулись в родные стены. Благодаря усилиям сотрудников музея-заповедника было возвращено более 100 предметов из исторической коллекции: живопись, мебель, фарфор, а также несколько тысяч книг из императорской библиотеки. Поистине бесценные экспонаты — один из двух парных комодов русской работы 1760-х годов и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», выполненная во Флоренции в 1753-м. Оба предмета находились до войны в Янтарной комнате. Еще один спасенный раритет — подлинная скульптура фонтана «Молочница» («Девушка с кувшином») работы Павла Соколова. В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в Пушкин немецких захватчиков, статую закопали в землю. Благодаря этому фонтан сохранился.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+