18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Даниэль Либескинд выступил в Эрмитаже

В Петербург приехал Даниэль Либескинд; 19 апреля с аншлагом прошла его лекция в атриуме эрмитажного Главного штаба, днем раньше он встречался со студентами Государственного архитектурно-строительного университета (ГАСУ) и отвечал на их вопросы. Либескинд принадлежит к числу архитекторов-звезд, чьи постройки очень известны и расположены по всему миру, поэтому редкая удача — увидеть их (хотя бы на экране), а кроме того, эскизные рисунки и планы зданий с комментариями автора за час с лишним в рамках одной лекции. Ее организаторами, помимо Эрмитажа, выступили Петербургский благотворительный фонд культуры и искусства «Про Арте» и Благотворительный фонд Владимира Потанина.

Лекция под общим названием «Язык мест» была разделена девизами, каждый — а всего их было семь — соответствовал той или иной постройке. Первым стали «Голоса» и строившийся в течение 12 лет Еврейский музей в Берлине. Среди текстов, вдохновлявших архитектора при создании музея, — незаконченная опера Арнольда Шёнберга «Моисей и Аарон», ответом на которую и ее продолжением мыслилось это здание. По соседству с ним на фасаде перестроенного Либескиндом для Академии Еврейского музея цветочного рынка — цитата из Маймонида на трех языках: «Услышьте истину, кто бы ни говорил».

Реконструкция дрезденского Музея военной истории, исторический корпус которого Либескинд рассек на две части, была названа в лекции «Линия разломов». Здесь источником, по признанию архитектора, послужили дневники военных лет Виктора Клемперера, знаменитого филолога из Дрездена, пережившего бомбардировку города. Встроив современный клин и преобразовав старинное здание, архитектор выявил его исторический контекст, как и при постройке Королевского музея Онтарио в канадском Торонто.

Вообще музеи и все связанные с культурой постройки занимают существенную часть творчества Даниэля Либескинда, так что они составили большинство среди показанных на лекции объектов. Слово «Звук» обозначало театр «Гранд-канал» в Дублине, «Радикал» — Денверский художественный музей, «Саспенс» — частный музей в Китае, посвященный отцу китайской промышленной революции Чжан Чжидуну.

Девиз «Экспрессивность» — тут Либескинд сравнил архитектуру с кофе «эспрессо» — сопровождал показ частного дома, построенного в Коннектикуте и выглядящего на фотографиях инопланетным объектом среди лесов и полей Новой Англии. Работу в Нью-Йорке на месте башен-близнецов, названную в лекции «Основания памяти», архитектор описал как самую сложную: своим решением он отвечал одновременно перед родственниками жертв теракта 11 сентября, городской мэрией и властями, управляющими различными частями этой территории.

Сейчас Даниэль Либескинд занят работой на Ближнем Востоке, в месте, которое не захотел раскрывать публике, упомянув только, что это зона военных конфликтов и что, он надеется, архитектура тоже послужит делу примирения. Еще архитектор увлечен проектированием экономического жилья для персонала компании одного из своих заказчиков в Китае. Первого мая открывается построенный им китайский павильон на Экспо в Милане.

В конце выступления, отвечая на вопросы, Либескинд сказал, что на прошлой неделе был в Гаване. Вряд ли по работе, скорее, осматривал город в качестве туриста, но если дело так пойдет и дальше, то скоро его постройки появятся где угодно, даже на Кубе, только не в России.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+