The Art Newspaper Russia
Поиск

Три самые интересные выставки недели

Николай Касаткин. Взгляд. Пейзаж с трубой. 2006

Николай Касаткин. Взгляд. Пейзаж с трубой. 2006

Выставка патриарха современного русского пейзажа Николая Касаткина в Третьяковской галерее, пасхальные яйца, их история и традиции в Историческом музее, современные наследники супрематизма Казимира Малевича в Музее архитектуры.

Художнику Николаю Касаткину в этом году исполняется 83 года. За свою долгую жизнь он поучаствовал во многих групповых выставках, были у него и персональные. Но ретроспективы, где представлены все периоды его творчества начиная с 1970-х и до последних лет, как сейчас в Государственной Третьяковской галерее, еще не было. Работы для нее собраны из разных музейных и частных коллекций, но по ним складывается впечатление о цельности творчества Касаткина и его верности тем установкам в искусстве, которые у него сформировались с самого начала. Любимая тема художника — пейзаж, но пейзаж не в традиционной его трактовке. Касаткин, как и русские реалисты XIX — начала XX века, пишет бескрайние просторы средней полосы России, высокое небо с облаками и березки. Первое впечатление от натуры для него принципиально, но воспроизводит увиденное он с фотографической точностью, близкой эстетике гиперреализма, следуя своему методу «двойной оптики». Включая в изображение, помимо того, что видит глаз, еще и то, что остается вне поля зрения, он словно пишет «картину в картине», предлагая в этот новый оптический пейзаж-обманку погрузиться и зрителю. На выставке есть и работы, где прямо цитируются хрестоматийные картины русского реализма: «Рожь» Ивана Шишкина, «Мокрый луг» Федора Васильева, «В голубом просторе» Аркадия Рылова. В экспозицию включена картина самого Рылова, так что зритель может сравнить то, «что было», с тем, «что получилось». До 26 июля.


Богатейшая коллекция пасхальных яиц Государственного исторического музея начала формироваться еще в конце XIX века. Затем она активно пополнялась в 1960-е годы, когда после запрета со времени революции 1917 года многие центры народных промыслов вновь стали расписывать яйца. Сегодня в музее уже более 500 экспонатов. Часть из них выполнена в дереве, другие сплетены из соломы, украшены резьбой, росписью или инкрустацией. Есть в экспозиции и уникальные исторические образцы, такие как, например, яйцо, датированное 1806 годом и украшенное вензелем императора Александра I или яйцо с надписью чернилами от руки «28-го Апреля 1909 г. „страстная суббота. Дорогой и милой Юличке отъ любящего мужа Владимiра“». В старину на Пасху устраивались хороводы, катания на качелях и всевозможные игры. Одним из самых популярных развлечений было катание крашеных яиц с кочек или специальных горок. Игрушка «Красная горка» из коллекции музея напоминает об этой традиции. Те годы стали периодом расцвета Полховского Майдана и Крутца, изделия которых пользовались огромным спросом. На многих рынках и развалах можно было найти полхов-майданские «таратушки». Тогда в фонды музея поступило более 200 пасхальных яиц, расписанных известными мастерами. Есть на выставке и современные образцы с авторской росписью, отличающиеся необыкновенным разнообразием сюжетов и техник. До 20 апреля.


Выставка «Фотосупрематисты. Анико Робиц, Карой Серт Минё, Балинт Сомбати» в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева приурочена к 100-летию «Манифеста супрематизма» Казимира Малевича и представляет современных венгерских художников, работающих с фотографией архитектуры, которая занимала важное место в теории супрематизма. Малевич определял ее как «степень наибольшего освобождения» чистых форм, их красоты и неограниченных конструктивных сочетаний. Для всех трех художников архитектура современного мегаполиса — постоянный объект исследований. Карой Минё работает на стыке живописи и фотографии: он грунтует холст, покрывает его светочувствительной эмульсией и накладывает фотонегатив, в результате чего в светлых частях полотна проявляются утратившие материальную четкость вещи и исчезнувшие в тумане люди. Анико Робиц создает геометрические абстракции из отснятой в разных уголках мира архитектуры современного мегаполиса. «Фотобраки», снимки Балинта Сомбати, — результат специально использованной механической неисправности фотокамеры. Материальный мир в его работах постепенно словно распадается, теряя узнаваемость и формы. До 14 апреля.

Просмотры: 2083
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
4
Даниель и Флоранс Герлен: «Коллекция становится коллекцией только тогда, когда представляет не личный интерес, а общественный»
Супруги, меценаты и коллекционеры графики, рассказали TANR о том, почему подарили существенную часть своего собрания Центру Помпиду, учредили премию в области рисунка и заинтересовались российским искусством.
24 апреля 2018
5
$150 млн за обнаженную на левом боку
Полотно Амедео Модильяни «Лежащая (на левом боку) обнаженная» будет продаваться на Sotheby’s c эстимейтом $150 млн.
25 апреля 2018
6
Потерянные $13 млн: коллекционер против Джеффа Кунса и галереи Гагосяна
Коллекционер Стивен Тананбаум подал в суд на Джеффа Кунса и Gagosian Gallery за многолетнее оттягивание сроков доставки уже оплаченных произведений.
24 апреля 2018
7
Три выставки недели
Мультидисциплинарный проект о Владикавказе в ГЦСИ, советское неофициальное искусство от Михаила Кулакова в Театральном салоне Бахрушинского музея и «казахский Тутанхамон» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
20 апреля 2018
8
Утром — деньги, вечером — Харинг?
Sotheby’s и Phillips судятся с нью-йоркским арт-дилером Анатолем Шагаловым: он покупал произведения искусства на аукционах, но так их и не оплатил.
24 апреля 2018
9
«Генеральная репетиция» фонда V-A-C начинается в ММОМА
Фонд V-A-C и Московский музей современного искусства (ММОМА) открывают грандиозную выставку-пьесу современного искусства, экспозиция и состав произведений в которой будут постоянно меняться на протяжении пяти месяцев.
25 апреля 2018
10
Граффити-художник JR и архитектор Лиз Диллер попали в список самых влиятельных людей года Time
В числе политиков, ученых и кинозвезд оказалось несколько представителей арт-сообщества.
20 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru