The Art Newspaper Russia
Поиск

Нужно ли останавливать работы в Шартрском соборе?

О методах восстановления спорят не только в России

Собор Нотр-Дам в Шартре, в 80 км к юго-западу от Парижа, — шедевр готики, обладающий уникальным ансамблем витражей. Храм возведен в относительно короткий срок между 1194 и 1221 годом, благодаря чему отличается особым единством. Сейчас в нем идет реставрация, цель ее — придать убранству шедевра облик, близкий к первоначальному.

Дэвид Парк, возглавляющий отдел реставрации монументальной живописи в лондонском Институте Курто, сообщил The Art Newspaper, что шокирован, увидев на видео­записи, как ведется реставрация: рабочие «дробят, рубят и бьют по поверхности электрическими и другими инструментами, удаляя не только грязь; это имеет необратимые последствия».

Видео, размещенное на сайте Министер­ства культуры и коммуникаций Франции, сделано Анн Савалли в 2013 году. На нем видно, что реставраторы используют различные инструменты: металлические шпатели, молотки и щетки, закрепленные на электродрелях; они дробят, скалывают и расчищают сажу, веками скапливавшуюся на сводах.

Парк призывает к «немедленному прекращению работ и пересмотру проекта». ЮНЕСКО надо изменить статус Шартрского собора как объекта всемирного наследия. Его «поражает, что французские искусствоведы не выразили протеста на более ранней стадии».

Несмотря на то что видео заказало само министерство, глава регионального департамента исторических памятников Ирен Журде говорит, что оно «не отражает реалий работ». В нем «слишком много внимания» уделено реконструкции, хотя в действительности главная часть работ направлена на то, чтобы «сделать видимой, укрепить и очистить первоначальную отделку». За работами следит команда археологов: «Благодаря бережной очистке нам удалось полностью сохранить подлинные детали». Журде подчеркивает: реставрационные работы сначала были тщательно спланированы, а затем осуществлены в полном соответствии с проектом. Они начались в 2008-м и затем распространились на деамбулаторий, обновленный между 2012 и 2013 годами, где и снято скандальное видео. Реставраторы редко критикуют коллег так откровенно — что же стоит за этим конфликтом? В 1980-е годы обнаружили, что интерьеры собора в XIII и XV веках были расписаны охрой, а затем поверх нанесли рисунок, имитирующий кладку. Позднее его побеленная поверхность покрылась копотью. Недавно сажу решили удалить, сделав видимой сохранившуюся часть отделки. Участки, на которых оригинал утрачен (около 1/5 интерьера), заполняют современной копией рисунка.

Конфликт начался с текста историка архитектуры Мартина Филлера на сайте New York Review of Books в 2014 году, раскритиковавшем решение «перекрасить внутренние поверхности ярким белым и насыщенными цветами, дабы вернуть храму средневековый вид». Но такая перекраска меняет «восприятие бесподобных витражей». Мэдлин Кэвинесс и Джеффри Хэмбургер, ученые, входящие в консультативный совет Американского общества друзей Шартра, не согласны с оценкой Филлера. Они считают, что все работы идут в соответствии с высочайшими стандартами, и утверждают: восстановление первоначального убранства было верным решением. «Голый камень может соответствовать эстетике модернизма… но он далек от средневековых представлений о том, как должно выглядеть сакральное пространство».

Ученые добавляют: «Если в концепции реставрации и есть что-нибудь спорное, так это решение реставраторов ориентироваться на имитацию кирпичной кладки XIII века, которую они сочетают с пестрой росписью замковых камней, появившейся позднее». 

Просмотры: 2397
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
В ГМИИ им. Пушкина покажут коллекцию Фонда Louis Vuitton
65 произведений послевоенного и современного искусства 20 художников из разных стран займут все три этажа Волхонки, 14 и в известной мере изменят привычные интерьеры.
10 июня 2019
3
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
4
Мы Иван Голунов
Мы присоединяемся к кампании солидарности с арестованным журналистом Иваном Голуновым и публикуем его материал о реставрации фонтана «Каменный цветок» на ВДНХ.
10 июня 2019
5
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
6
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
7
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
8
Александр Вихров: «Жизнь Наполеона много ярче приключенческого романа»
Наполеоника — популярная тема у коллекционеров во всем мире. Обладатель обширного собрания произведений искусства и мемориальных вещей, связанных с Наполеоном Бонапартом, Александр Вихров рассказал о своем восприятии этой исторической личности.
10 июня 2019
9
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
10
Выставка «Сны без Фрейда» проходит в музее «Эрарта»
Эпиграфом к выставке стало эссе китайского философа IV века до н.э. Чжуан-цзы о бабочке.
10 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru