The Art Newspaper Russia
Поиск

Нужно ли останавливать работы в Шартрском соборе?

О методах восстановления спорят не только в России

Собор Нотр-Дам в Шартре, в 80 км к юго-западу от Парижа, — шедевр готики, обладающий уникальным ансамблем витражей. Храм возведен в относительно короткий срок между 1194 и 1221 годом, благодаря чему отличается особым единством. Сейчас в нем идет реставрация, цель ее — придать убранству шедевра облик, близкий к первоначальному.

Дэвид Парк, возглавляющий отдел реставрации монументальной живописи в лондонском Институте Курто, сообщил The Art Newspaper, что шокирован, увидев на видео­записи, как ведется реставрация: рабочие «дробят, рубят и бьют по поверхности электрическими и другими инструментами, удаляя не только грязь; это имеет необратимые последствия».

Видео, размещенное на сайте Министер­ства культуры и коммуникаций Франции, сделано Анн Савалли в 2013 году. На нем видно, что реставраторы используют различные инструменты: металлические шпатели, молотки и щетки, закрепленные на электродрелях; они дробят, скалывают и расчищают сажу, веками скапливавшуюся на сводах.

Парк призывает к «немедленному прекращению работ и пересмотру проекта». ЮНЕСКО надо изменить статус Шартрского собора как объекта всемирного наследия. Его «поражает, что французские искусствоведы не выразили протеста на более ранней стадии».

Несмотря на то что видео заказало само министерство, глава регионального департамента исторических памятников Ирен Журде говорит, что оно «не отражает реалий работ». В нем «слишком много внимания» уделено реконструкции, хотя в действительности главная часть работ направлена на то, чтобы «сделать видимой, укрепить и очистить первоначальную отделку». За работами следит команда археологов: «Благодаря бережной очистке нам удалось полностью сохранить подлинные детали». Журде подчеркивает: реставрационные работы сначала были тщательно спланированы, а затем осуществлены в полном соответствии с проектом. Они начались в 2008-м и затем распространились на деамбулаторий, обновленный между 2012 и 2013 годами, где и снято скандальное видео. Реставраторы редко критикуют коллег так откровенно — что же стоит за этим конфликтом? В 1980-е годы обнаружили, что интерьеры собора в XIII и XV веках были расписаны охрой, а затем поверх нанесли рисунок, имитирующий кладку. Позднее его побеленная поверхность покрылась копотью. Недавно сажу решили удалить, сделав видимой сохранившуюся часть отделки. Участки, на которых оригинал утрачен (около 1/5 интерьера), заполняют современной копией рисунка.

Конфликт начался с текста историка архитектуры Мартина Филлера на сайте New York Review of Books в 2014 году, раскритиковавшем решение «перекрасить внутренние поверхности ярким белым и насыщенными цветами, дабы вернуть храму средневековый вид». Но такая перекраска меняет «восприятие бесподобных витражей». Мэдлин Кэвинесс и Джеффри Хэмбургер, ученые, входящие в консультативный совет Американского общества друзей Шартра, не согласны с оценкой Филлера. Они считают, что все работы идут в соответствии с высочайшими стандартами, и утверждают: восстановление первоначального убранства было верным решением. «Голый камень может соответствовать эстетике модернизма… но он далек от средневековых представлений о том, как должно выглядеть сакральное пространство».

Ученые добавляют: «Если в концепции реставрации и есть что-нибудь спорное, так это решение реставраторов ориентироваться на имитацию кирпичной кладки XIII века, которую они сочетают с пестрой росписью замковых камней, появившейся позднее». 

Просмотры: 2924
Популярные материалы
1
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
2
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
3
Полотно Боттичелли продадут на Sotheby’s минимум за $80 млн
Ожидается, что картина, которую в январе выставят на нью-йоркской неделе старых мастеров, станет одним из самых дорогих портретов, когда-либо проданных на аукционе.
24 сентября 2020
4
В Музее Людвига решили очистить наследие
В Кельне проходит выставка «Русский авангард: оригинал и подделка».
25 сентября 2020
5
Реформы по алфавиту
В британском фонде National Trust, поместья которого посещает 28 млн человек в год, назрел конфликт между кураторами и менеджерами.
23 сентября 2020
6
Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка
Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса.
23 сентября 2020
7
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
8
Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника
Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году.
23 сентября 2020
9
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
25 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru