18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Отверженные, заброшенные, спасенные

№32
Материал из газеты

Проект по охране малоизвестных шедевров модернизма

Они были забыты и заброшены многие десятилетия. Однако теперь, после реализованного властями чешского города Пльзень реставрационного проекта, четыре из восьми сохранившихся интерьеров работы влиятельного архитектора-модерниста чешского происхождения Адольфа Лооса (1870–1933) откроются для осмотра в апреле этого года. Церемония открытия совпадет с программой мероприятий, разработанной в связи с присвоением Пльзеню статуса культурной столицы Европы — 2015. Представители городских властей подчеркивают свой вклад в работу с архитектурным наследием. «До нынешнего времени эти интерьеры были абсолютно неизвестны широкой публике. Лишь небольшое число специалистов знало о них», — говорит Радек Ауэр, директор по маркетингу и коммуникациям проекта «Пльзень-2015».

Посетители получат возможность увидеть интерьеры по адресам: улица Бендова, д. 10, улица Гусова, д. 58, и улица Клатовска, д. 12 и д. 110. Все они являют собой характерные образцы стиля Лооса с его чистыми линиями, каменной и деревянной облицовкой и почти полным отсутствием орнамента. Историки архитектуры отмечают высокое качество этих работ мастера, сосредоточенных на небольшой территории. «Лоос любил использовать такие дорогостоящие материалы, как мрамор и красное дерево», — говорит искусствовед Зденек Лукес. Характеризуя замысел интерьеров, он отмечает: «Главными были идеи комфорта и свободы выбора хозяевами в вопросе того, как расставлять предметы».

Между 1907 и 1910, а также 1927 и 1932 годами Лоос создал 11 интерьеров. Их хозяева, богатые еврейские семьи, бежали из Пльзеня в эпоху подъема нацистских настроений. Во время Второй мировой войны германские оккупанты конфисковали эти квартиры, затем, после установления коммунистического режима в Чехословакии в 1948 году, их разделили на более мелкие, порой нежилые, помещения. «Таким образом интерьеры были сильно повреждены или полностью утрачены», — рассказывает Ауэр.

В конце 1960-х годов специалисты указали на особое значение этих интерьеров, однако коммунисты испытывали сильнейшую антипатию к «буржуазному» архитектору Лоосу. «Подозреваю, что режим не имел никакого желания демонстрировать публике образцы дизайна архитектора, работавшего на богачей», — говорит Кристина Степанова, заместитель директора Pilsen-Tourismus, финансируемой из бюджета проекта «Пльзень-2015».

Надежда на восстановление интерьеров появилась после падения коммунистов в 1989 году. В 2003-м, через 70 лет после смерти архитектора, в Пльзене прошел посвященный Лоосу симпозиум. Организатором его стала хранитель спроектированной мастером знаменитой виллы Мюллера в Праге Мария Шадковска, которая первой выступила за восстановление пльзеньских интерьеров. Ее поддержали специалисты по архитектуре Чешского технического университета в Праге. «Их аргументы убедили представителей городской администрации Пльзеня выделить значительную сумму на охрану ценных объектов культурного наследия. Конечной целью было со временем открыть их для публики, — говорит Ауэр и добавляет: — Присвоение [городу] звания культурной столицы стало отличной возможностью ускорить реализацию проекта».

Уже в 2003 году начались работы на Клатовской улице — в одной из самых интересных квартир. Гостиную и столовую частично восстановили по проекту Вацлава Гирсы, профессора архитектуры Чешского технического университета; работы завершились в прошлом году.

Тем временем власти Пльзеня и другие институции начали оказывать проекту все более активную поддержку и для координации действий создали специальную рабочую группу. За поэтапной реставрацией четырех квартир следили реставраторы от городских властей и других организаций, в том числе Гирса. Они провели масштабные исследования, в результате которых были созданы реплики подлинной мебели. Особое внимание уделялось созданию гармоничного пространства. Основная часть финансирования поступила от муниципалитета, и около 11 млн чешских крон ($461,5 тыс.) распределили между тремя квартирами.

Планируется реставрация еще двух памятных квартир: одна расположена на ул. Клатовска, д. 19, другая — на ул. Плахего, д. 6. Они, однако, находятся в частной собственности, и муниципалитет будет играть в их восстановлении весьма ограниченную роль.

Несмотря на то что Лоос известен прежде всего своими архитектурными сооружениями (в их число входят вилла Мюллера и венское кафе Museum), он также создал множество интерьеров на территории Австрии и бывшей Чехословакии. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+