18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Отверженные, заброшенные, спасенные

№32
Материал из газеты

Проект по охране малоизвестных шедевров модернизма

Они были забыты и заброшены многие десятилетия. Однако теперь, после реализованного властями чешского города Пльзень реставрационного проекта, четыре из восьми сохранившихся интерьеров работы влиятельного архитектора-модерниста чешского происхождения Адольфа Лооса (1870–1933) откроются для осмотра в апреле этого года. Церемония открытия совпадет с программой мероприятий, разработанной в связи с присвоением Пльзеню статуса культурной столицы Европы — 2015. Представители городских властей подчеркивают свой вклад в работу с архитектурным наследием. «До нынешнего времени эти интерьеры были абсолютно неизвестны широкой публике. Лишь небольшое число специалистов знало о них», — говорит Радек Ауэр, директор по маркетингу и коммуникациям проекта «Пльзень-2015».

Посетители получат возможность увидеть интерьеры по адресам: улица Бендова, д. 10, улица Гусова, д. 58, и улица Клатовска, д. 12 и д. 110. Все они являют собой характерные образцы стиля Лооса с его чистыми линиями, каменной и деревянной облицовкой и почти полным отсутствием орнамента. Историки архитектуры отмечают высокое качество этих работ мастера, сосредоточенных на небольшой территории. «Лоос любил использовать такие дорогостоящие материалы, как мрамор и красное дерево», — говорит искусствовед Зденек Лукес. Характеризуя замысел интерьеров, он отмечает: «Главными были идеи комфорта и свободы выбора хозяевами в вопросе того, как расставлять предметы».

Между 1907 и 1910, а также 1927 и 1932 годами Лоос создал 11 интерьеров. Их хозяева, богатые еврейские семьи, бежали из Пльзеня в эпоху подъема нацистских настроений. Во время Второй мировой войны германские оккупанты конфисковали эти квартиры, затем, после установления коммунистического режима в Чехословакии в 1948 году, их разделили на более мелкие, порой нежилые, помещения. «Таким образом интерьеры были сильно повреждены или полностью утрачены», — рассказывает Ауэр.

В конце 1960-х годов специалисты указали на особое значение этих интерьеров, однако коммунисты испытывали сильнейшую антипатию к «буржуазному» архитектору Лоосу. «Подозреваю, что режим не имел никакого желания демонстрировать публике образцы дизайна архитектора, работавшего на богачей», — говорит Кристина Степанова, заместитель директора Pilsen-Tourismus, финансируемой из бюджета проекта «Пльзень-2015».

Надежда на восстановление интерьеров появилась после падения коммунистов в 1989 году. В 2003-м, через 70 лет после смерти архитектора, в Пльзене прошел посвященный Лоосу симпозиум. Организатором его стала хранитель спроектированной мастером знаменитой виллы Мюллера в Праге Мария Шадковска, которая первой выступила за восстановление пльзеньских интерьеров. Ее поддержали специалисты по архитектуре Чешского технического университета в Праге. «Их аргументы убедили представителей городской администрации Пльзеня выделить значительную сумму на охрану ценных объектов культурного наследия. Конечной целью было со временем открыть их для публики, — говорит Ауэр и добавляет: — Присвоение [городу] звания культурной столицы стало отличной возможностью ускорить реализацию проекта».

Уже в 2003 году начались работы на Клатовской улице — в одной из самых интересных квартир. Гостиную и столовую частично восстановили по проекту Вацлава Гирсы, профессора архитектуры Чешского технического университета; работы завершились в прошлом году.

Тем временем власти Пльзеня и другие институции начали оказывать проекту все более активную поддержку и для координации действий создали специальную рабочую группу. За поэтапной реставрацией четырех квартир следили реставраторы от городских властей и других организаций, в том числе Гирса. Они провели масштабные исследования, в результате которых были созданы реплики подлинной мебели. Особое внимание уделялось созданию гармоничного пространства. Основная часть финансирования поступила от муниципалитета, и около 11 млн чешских крон ($461,5 тыс.) распределили между тремя квартирами.

Планируется реставрация еще двух памятных квартир: одна расположена на ул. Клатовска, д. 19, другая — на ул. Плахего, д. 6. Они, однако, находятся в частной собственности, и муниципалитет будет играть в их восстановлении весьма ограниченную роль.

Несмотря на то что Лоос известен прежде всего своими архитектурными сооружениями (в их число входят вилла Мюллера и венское кафе Museum), он также создал множество интерьеров на территории Австрии и бывшей Чехословакии. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+