The Art Newspaper Russia
Поиск

Отверженные, заброшенные, спасенные

Проект по охране малоизвестных шедевров модернизма

Интерьер квартиры по адресу: ул. Клатовска, д. 12, созданный Адольфом Лоосом
Интерьер квартиры по адресу: ул. Клатовска, д. 12, созданный Адольфом Лоосом

Они были забыты и заброшены многие десятилетия. Однако теперь, после реализованного властями чешского города Пльзень реставрационного проекта, четыре из восьми сохранившихся интерьеров работы влиятельного архитектора-модерниста чешского происхождения Адольфа Лооса (1870–1933) откроются для осмотра в апреле этого года. Церемония открытия совпадет с программой мероприятий, разработанной в связи с присвоением Пльзеню статуса культурной столицы Европы — 2015. Представители городских властей подчеркивают свой вклад в работу с архитектурным наследием. «До нынешнего времени эти интерьеры были абсолютно неизвестны широкой публике. Лишь небольшое число специалистов знало о них», — говорит Радек Ауэр, директор по маркетингу и коммуникациям проекта «Пльзень-2015».

Посетители получат возможность увидеть интерьеры по адресам: улица Бендова, д. 10, улица Гусова, д. 58, и улица Клатовска, д. 12 и д. 110. Все они являют собой характерные образцы стиля Лооса с его чистыми линиями, каменной и деревянной облицовкой и почти полным отсутствием орнамента. Историки архитектуры отмечают высокое качество этих работ мастера, сосредоточенных на небольшой территории. «Лоос любил использовать такие дорогостоящие материалы, как мрамор и красное дерево», — говорит искусствовед Зденек Лукес. Характеризуя замысел интерьеров, он отмечает: «Главными были идеи комфорта и свободы выбора хозяевами в вопросе того, как расставлять предметы».

Между 1907 и 1910, а также 1927 и 1932 годами Лоос создал 11 интерьеров. Их хозяева, богатые еврейские семьи, бежали из Пльзеня в эпоху подъема нацистских настроений. Во время Второй мировой войны германские оккупанты конфисковали эти квартиры, затем, после установления коммунистического режима в Чехословакии в 1948 году, их разделили на более мелкие, порой нежилые, помещения. «Таким образом интерьеры были сильно повреждены или полностью утрачены», — рассказывает Ауэр.

В конце 1960-х годов специалисты указали на особое значение этих интерьеров, однако коммунисты испытывали сильнейшую антипатию к «буржуазному» архитектору Лоосу. «Подозреваю, что режим не имел никакого желания демонстрировать публике образцы дизайна архитектора, работавшего на богачей», — говорит Кристина Степанова, заместитель директора Pilsen-Tourismus, финансируемой из бюджета проекта «Пльзень-2015».

Надежда на восстановление интерьеров появилась после падения коммунистов в 1989 году. В 2003-м, через 70 лет после смерти архитектора, в Пльзене прошел посвященный Лоосу симпозиум. Организатором его стала хранитель спроектированной мастером знаменитой виллы Мюллера в Праге Мария Шадковска, которая первой выступила за восстановление пльзеньских интерьеров. Ее поддержали специалисты по архитектуре Чешского технического университета в Праге. «Их аргументы убедили представителей городской администрации Пльзеня выделить значительную сумму на охрану ценных объектов культурного наследия. Конечной целью было со временем открыть их для публики, — говорит Ауэр и добавляет: — Присвоение [городу] звания культурной столицы стало отличной возможностью ускорить реализацию проекта».

Уже в 2003 году начались работы на Клатовской улице — в одной из самых интересных квартир. Гостиную и столовую частично восстановили по проекту Вацлава Гирсы, профессора архитектуры Чешского технического университета; работы завершились в прошлом году.

Тем временем власти Пльзеня и другие институции начали оказывать проекту все более активную поддержку и для координации действий создали специальную рабочую группу. За поэтапной реставрацией четырех квартир следили реставраторы от городских властей и других организаций, в том числе Гирса. Они провели масштабные исследования, в результате которых были созданы реплики подлинной мебели. Особое внимание уделялось созданию гармоничного пространства. Основная часть финансирования поступила от муниципалитета, и около 11 млн чешских крон ($461,5 тыс.) распределили между тремя квартирами.

Планируется реставрация еще двух памятных квартир: одна расположена на ул. Клатовска, д. 19, другая — на ул. Плахего, д. 6. Они, однако, находятся в частной собственности, и муниципалитет будет играть в их восстановлении весьма ограниченную роль.

Несмотря на то что Лоос известен прежде всего своими архитектурными сооружениями (в их число входят вилла Мюллера и венское кафе Museum), он также создал множество интерьеров на территории Австрии и бывшей Чехословакии. 

Просмотры: 1953
Популярные материалы
1
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
2
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
3
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
4
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
5
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
6
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
7
Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF
В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019.
19 апреля 2019
8
В Москве пройдет I Международный саммит коллекционеров
Первым крупным событием нового проекта Cube станет конференция Cube.Collectors — она состоится 23 апреля и будет посвящена анализу перспектив развития арт-рынка.
22 апреля 2019
9
Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов
Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку.
19 апреля 2019
10
Вим Дельвуа примет участие в конкурсе на строительство нового шпиля Нотр-Дам-де-Пари
Бельгийский художник, известный своими скульптурами в стиле готики, уже работает над проектом реконструкции пострадавшего от пожара кафедрального собора.
19 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru