The Art Newspaper Russia
Поиск

Отверженные, заброшенные, спасенные

Проект по охране малоизвестных шедевров модернизма

Интерьер квартиры по адресу: ул. Клатовска, д. 12, созданный Адольфом Лоосом
Интерьер квартиры по адресу: ул. Клатовска, д. 12, созданный Адольфом Лоосом

Они были забыты и заброшены многие десятилетия. Однако теперь, после реализованного властями чешского города Пльзень реставрационного проекта, четыре из восьми сохранившихся интерьеров работы влиятельного архитектора-модерниста чешского происхождения Адольфа Лооса (1870–1933) откроются для осмотра в апреле этого года. Церемония открытия совпадет с программой мероприятий, разработанной в связи с присвоением Пльзеню статуса культурной столицы Европы — 2015. Представители городских властей подчеркивают свой вклад в работу с архитектурным наследием. «До нынешнего времени эти интерьеры были абсолютно неизвестны широкой публике. Лишь небольшое число специалистов знало о них», — говорит Радек Ауэр, директор по маркетингу и коммуникациям проекта «Пльзень-2015».

Посетители получат возможность увидеть интерьеры по адресам: улица Бендова, д. 10, улица Гусова, д. 58, и улица Клатовска, д. 12 и д. 110. Все они являют собой характерные образцы стиля Лооса с его чистыми линиями, каменной и деревянной облицовкой и почти полным отсутствием орнамента. Историки архитектуры отмечают высокое качество этих работ мастера, сосредоточенных на небольшой территории. «Лоос любил использовать такие дорогостоящие материалы, как мрамор и красное дерево», — говорит искусствовед Зденек Лукес. Характеризуя замысел интерьеров, он отмечает: «Главными были идеи комфорта и свободы выбора хозяевами в вопросе того, как расставлять предметы».

Между 1907 и 1910, а также 1927 и 1932 годами Лоос создал 11 интерьеров. Их хозяева, богатые еврейские семьи, бежали из Пльзеня в эпоху подъема нацистских настроений. Во время Второй мировой войны германские оккупанты конфисковали эти квартиры, затем, после установления коммунистического режима в Чехословакии в 1948 году, их разделили на более мелкие, порой нежилые, помещения. «Таким образом интерьеры были сильно повреждены или полностью утрачены», — рассказывает Ауэр.

В конце 1960-х годов специалисты указали на особое значение этих интерьеров, однако коммунисты испытывали сильнейшую антипатию к «буржуазному» архитектору Лоосу. «Подозреваю, что режим не имел никакого желания демонстрировать публике образцы дизайна архитектора, работавшего на богачей», — говорит Кристина Степанова, заместитель директора Pilsen-Tourismus, финансируемой из бюджета проекта «Пльзень-2015».

Надежда на восстановление интерьеров появилась после падения коммунистов в 1989 году. В 2003-м, через 70 лет после смерти архитектора, в Пльзене прошел посвященный Лоосу симпозиум. Организатором его стала хранитель спроектированной мастером знаменитой виллы Мюллера в Праге Мария Шадковска, которая первой выступила за восстановление пльзеньских интерьеров. Ее поддержали специалисты по архитектуре Чешского технического университета в Праге. «Их аргументы убедили представителей городской администрации Пльзеня выделить значительную сумму на охрану ценных объектов культурного наследия. Конечной целью было со временем открыть их для публики, — говорит Ауэр и добавляет: — Присвоение [городу] звания культурной столицы стало отличной возможностью ускорить реализацию проекта».

Уже в 2003 году начались работы на Клатовской улице — в одной из самых интересных квартир. Гостиную и столовую частично восстановили по проекту Вацлава Гирсы, профессора архитектуры Чешского технического университета; работы завершились в прошлом году.

Тем временем власти Пльзеня и другие институции начали оказывать проекту все более активную поддержку и для координации действий создали специальную рабочую группу. За поэтапной реставрацией четырех квартир следили реставраторы от городских властей и других организаций, в том числе Гирса. Они провели масштабные исследования, в результате которых были созданы реплики подлинной мебели. Особое внимание уделялось созданию гармоничного пространства. Основная часть финансирования поступила от муниципалитета, и около 11 млн чешских крон ($461,5 тыс.) распределили между тремя квартирами.

Планируется реставрация еще двух памятных квартир: одна расположена на ул. Клатовска, д. 19, другая — на ул. Плахего, д. 6. Они, однако, находятся в частной собственности, и муниципалитет будет играть в их восстановлении весьма ограниченную роль.

Несмотря на то что Лоос известен прежде всего своими архитектурными сооружениями (в их число входят вилла Мюллера и венское кафе Museum), он также создал множество интерьеров на территории Австрии и бывшей Чехословакии. 

Просмотры: 2176
Популярные материалы
1
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
2
Ушла из жизни Наталия Шередега
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега умерла 17 января 2020 года, ей было 69 лет.
20 января 2020
3
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
4
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
5
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
6
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
7
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
8
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
9
Владимир Смирнов: «Уж дарить так дарить! Что я буду мелочиться перед Третьяковской галереей»
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина подарил Третьяковке 100 работ современных российских художников. Их можно будет увидеть на выставке в апреле. Владимир Смирнов рассказал нам историю этого дара.
20 января 2020
10
Терминал C в «Шереметьево» выполнен в духе конструктивизма
Оформление международного терминала C московского аэропорта вдохновлено творчеством Владимира Татлина, Александра Родченко и Якова Чернихова
17 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru