The Art Newspaper Russia
Поиск

Писательская коммуналка

В этом году в России проводится Год литературы. Благодаря этому Литературный музей получил от государства новое здание и надежду на реализацию амбициозной программы модернизации

В недавно переданном ГЛМ здании на Зубовском бульваре разместятся дирекция и выставочные залы

В недавно переданном ГЛМ здании на Зубовском бульваре разместятся дирекция и выставочные залы

Зубовский бульвар. Прямо напротив комплекса МИА «Россия сегодня» у метро «Парк культуры» одна из многоэтажек вот уже несколько месяцев завешена баннером с портретами писателей. Решение о передаче этого здания площадью 3 тыс. м2 Государственному литературному музею принято властями Москвы осенью 2014 года в преддверии Года литературы. Реконструкция должна завершиться, как сообщил директор музея Дмитрий Бак, в течение двух-трех лет. Сейчас идет подготовка к проектному конкурсу.

Литературный музей включает в себя 11 разных объектов в столице и ее окрестностях, расположенных на 11 тыс. м² площадей. Под его вывеской работают, к примеру, Дом-музей М. Ю. Лермонтова, Дом-музей А. П. Чехова, Музей-квартира Ф. М. Достоевского, Дом-музей Б. Л. Пастер­нака в Переделкино, Дом-музей М. М. При­ш­вина в Дунино и ряд других.

За год музей посещает более 100 тыс. человек. Однако центрального здания у музея нет. До недавнего времени в этом качестве выступали Нарышкинские палаты на Петровке, уже 19 лет де-юре принадлежащие Высоко-Петровскому монастырю. Положение изменилось только недавно. Музею отошли два здания. Помимо дома на Зубовском, где разместятся администрация и выставочные залы, в 2010 году ему передали особняк Саввы Морозова площадью 1 тыс. м² в Шелапутинском переулке на Таганке. В нем откроется депозитарий (фондохранилище с элементами открытого хранения), коллекция аудиозаписей, книжный фонд и читальный зал. Там уже открыли, к примеру, «Рабочий кабинет Александра Вертинского», показывающий личные вещи поэта, певца и актера, приобретенные у наследников.

ГЛМ задумывался как инструмент для сбора и сохранения всего, что связано с историей литературы. Его создателем (видимо, накануне I Cъезда cоветских писателей) выступил Владимир Бонч-Бруевич в 1934 году. Сегодня в музейных фондах собрана крупнейшая коллекция книг и архивов (подлинные рукописи в диапазоне от Нила Сорского до Андрея Вознесенского) — всего более 700 тыс. единиц хранения. В течение ближайших лет практически все эти фонды станут доступны публике.

Несмотря на дефицит площадей, музей не прекращает выставочную деятельность и сегодня. В «Доме Остроухова» (особняк в Трубниковском переулке) открылась выставка Москва Пастернака в событиях и лицах, где представлены такие раритеты, как фотопортрет матери поэта, Розалии Исидоровны, с детьми в Одессе, а также портрет Бориса Пастернака работы его первой жены.

Дмитрий Бак, нынешний директор музея, на руководящем посту два года. Он пришел сюда с должности проректора по научной работе Российского государственного гуманитарного университета, намереваясь создать современную культурно-научную институцию. С его приходом музей развернул обширную программу публичных мероприятий. Появилась серия лекций, а также встречи с режиссерами, рассказывающими, как живет литература в театральном преломлении и киношной интерпретации. Запущена линейка «Книжный talk», в рамках которой проводятся презентации культурно важных книг. Творческая группа «Культурная инициатива» проводит на площадках музея встречи с самыми значимыми для литпроцесса авторами. «Крупный писатель сначала становится классиком, а уже потом попадает в орбиту Литературного музея. Мы хотим эту традицию модифицировать, повысив нашу собственную роль как экспертной культурной инстанции», — объясняет Бак свою позицию.

Не обделяет вниманием музей и писателей, уже вошедших в канон. Так, ведется работа над экспонированием вещей Алексея Ремизова, в планах — организация мемориального пространства Андрея Вознесенского.

В перспективе и другие проекты. На­пример, создание музея звучащей литературы: ГЛМ хранит вторую в России по объему коллекцию голосов литераторов. Самые старые носители этих записей — несколько сотен восковых валиков эпохи Томаса Эдисона. Коллекция звука постоянно пополняется. В позапрошлом году, например, в музей попал архив записей радиопередач Анатолия Шагиняна на радио «Свобода». В них принимали участие многие именитые эмигранты, такие как Александр Галич, Виктор Некрасов и другие. Интерактивная составляющая будущего музея — коллекция звукозаписывающих устройств, включая фонограф Эдисона, патефоны, печатные машинки, а также диктофон, которым пользовался Константин Симонов.

Просмотры: 3296
Популярные материалы
1
О евреях, юдофобах и юдофилах
На выставке «Найди еврея» людям старшего поколения есть что вспомнить, а молодым — о чем узнать.
23 сентября 2020
2
Новый культурный центр «О» создадут в Вологде
Постоянная экспозиция будет основана на коллекции Германа Титова, а временные выставки планируется делать с участием крупнейших музеев.
21 сентября 2020
3
Полотно Боттичелли продадут на Sotheby’s минимум за $80 млн
Ожидается, что картина, которую в январе выставят на нью-йоркской неделе старых мастеров, станет одним из самых дорогих портретов, когда-либо проданных на аукционе.
24 сентября 2020
4
Реформы по алфавиту
В британском фонде National Trust, поместья которого посещает 28 млн человек в год, назрел конфликт между кураторами и менеджерами.
23 сентября 2020
5
В Музее Людвига решили очистить наследие
В Кельне проходит выставка «Русский авангард: оригинал и подделка».
25 сентября 2020
6
Как опыт предыдущих кризисов помогает предсказывать будущее арт-рынка
Нас всех ждет глубокая рецессия, но самые богатые продолжат покупать Кунса.
23 сентября 2020
7
Скандальный банан Каттелана отправляется в Гуггенхайм
«Для нашего хранилища это не большая нагрузка», — шутит директор музея.
21 сентября 2020
8
Обнаруженная рукопись Поля Гогена открывает тайны художника
Лондонская Галерея Курто приобрела оригинал рукописи с 20 иллюстрациями, написанной художником в полинезийской хижине, и планирует выставить его в следующем году.
23 сентября 2020
9
Андрей Ерофеев: «Уход в лес — это бегство от несвободы, от принуждения»
По поводу открытия проекта галереи JART «ЧА ЩА» на курорте «Пирогово» куратор Андрей Ерофеев рассказал нам о природно-художественном целом выставки, появлении нового искусства и связи с прошлыми арт-фестивалями на берегу Пироговского водохранилища.
22 сентября 2020
10
Audi как патрон современного искусства
Третий год подряд Audi Россия принимала участие в Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow и впервые провела конкурс для художников Audi Born-Digital Award. Поддержка культурных инициатив составляет суть стратегии Audi Art Experience.
25 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru