The Art Newspaper Russia
Поиск

Как соблазнитель и его жертва не встретились на выставке Гогена

Первая ретроспектива классика модернизма в Фонде Бейелера в Базеле

Поль Гоген. Видение после проповеди

Поль Гоген. Видение после проповеди

Ретроспектива Поля Гогена в Фонде Бейелера, пожалуй, самый амбициозный выставочный проект этого музея с момента его основания в 1997 году. Потребовалось шесть лет, чтобы заполучить на выставку 50 живописных полотен и скульптур из 13 стран. Проект стал также самым крупным со времени выставки Гоген и Таити в Гран-пале в Париже и в Музее изящных искусств в Бостоне в 2003–2004 годах.

Выставка получилась весьма представительной, поскольку охватывает все периоды творчества Гогена, но главный акцент сделан на последнем, когда художник жил на Таити и Маркизских островах, то есть с 1893 года до его смерти в 1903-м. К этому периоду относятся самые значимые произведения. В Полинезии Гоген обрел рай, где в его искусстве сошлись природа и культура, мистицизм и эротика, грезы и реальность.

Самое значительное произведение таитянского периода на выставке в Базеле — монументальное полотно (почти 4 м в длину) Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? (1897–1898) из Музея изящных искусств в Бостоне, которое очень редко отправляется в путешествие. Сокуратор выставки Мартин Швандер считает это произведение не больше не меньше «художественным завещанием» Гогена. Взамен Фонд Бейелера собирается отправить в США подборку произведений Пабло Пикассо, хотя официального объявления об этом еще нет. Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в свою очередь, выдали по три Гогена из своих собраний. В частности, ГМИИ предоставил Сбор плодов (1899), очень редко покидающий Москву, где оказался более 100 лет назад. А Фонд Бейелера выступил в свою очередь партнером масштабной выставки Пауль Клее. Ни дня без линии, недавно прошедшей в ГМИИ. Среди работ из частных собраний надо особо отметить три полотна, написанных Гогеном за год до смерти: Всадники на берегу II (владелец не называется), Инкарнация (галерея Ordovas, Лондон) и Купальщицы (также из неназванной коллекции).

Что касается керамики и деревянной скульптуры Гогена, то кураторы считают их до сих пор недооцененными, притом что они оказали сильное влияние на мастеров ХХ века, в частности на Пикассо. «Именно скульптуры Гогена, их экспрессия и архаичность вдохновили первые опыты Пикассо в скульптуре», — уверен второй куратор выставки Рафаэль Бувье. Одна из центральных на выставке в Базеле — Тереза (1902), стилизованная фигура полинезийской женщины. Директор Фонда Бейелера Сэм Келлер давно хотел заполучить эту работу на выставку, но в 1980 году, когда она попала в одну частную лондонскую коллекцию, потерял ее из виду. Он вновь обнаружил скульптуру лишь в прошлом году на ярмарке Frieze на стенде лондонской галереи Lefevre Fine Art, которая и предоставила теперь ее на базельскую выставку. Моделью для Терезы послужила служанка католического епископа Маркизских островов Джозефа Мартина, который, как подозревал Гоген, имел с ней интимные отношения. Он создал и парное к ней скульптурное изображение самого епископа, назвав его Отец разврата (1902), сейчас оно находится в Национальной галерее в Вашингтоне. Для выставки эту вещь получить не удалось, так что служанка и ее соблазнитель потеряли редкий шанс встретиться вновь. 

Просмотры: 2361
Популярные материалы
1
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
2
Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск
Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале
19 июля 2019
3
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
4
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
5
Выставка архива Харджиева в РГАЛИ откроется, несмотря на пожар
Российский государственный архив литературы и искусства рассказал о текущей ситуации после пожара, случившегося в здании 12 июля
17 июля 2019
6
В Петре открылся новый музей
Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис.
18 июля 2019
7
Эрмитаж предупредил о мошенничестве с билетами
В интернете появился дублер официального сайта Государственного Эрмитажа, через который билеты в музей продаются по завышенным ценам
18 июля 2019
8
Николай Полисский: «Хочу живописью заниматься, но не картины писать»
Основатель и главный художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский сделал для фестиваля «Архстояние», который пройдет с 26 по 28 июля, новый — цветной — объект.
22 июля 2019
9
Не в закрома, а для предъявления
На выставке новых поступлений Музей имени Рублева показывает, какими путями в его коллекцию попадают новые экспонаты.
18 июля 2019
10
На 84-м году жизни умер коллекционер и филантроп Фридер Бурда
Собрание Бурды, который выставил в своем музее в Баден-Бадене скандальную изрезанную работу Бэнкси, насчитывает около тысячи произведений, в том числе работы Пикассо и Поллока.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru