The Art Newspaper Russia
Поиск

Как соблазнитель и его жертва не встретились на выставке Гогена

Первая ретроспектива классика модернизма в Фонде Бейелера в Базеле

Поль Гоген. Видение после проповеди

Поль Гоген. Видение после проповеди

Ретроспектива Поля Гогена в Фонде Бейелера, пожалуй, самый амбициозный выставочный проект этого музея с момента его основания в 1997 году. Потребовалось шесть лет, чтобы заполучить на выставку 50 живописных полотен и скульптур из 13 стран. Проект стал также самым крупным со времени выставки Гоген и Таити в Гран-пале в Париже и в Музее изящных искусств в Бостоне в 2003–2004 годах.

Выставка получилась весьма представительной, поскольку охватывает все периоды творчества Гогена, но главный акцент сделан на последнем, когда художник жил на Таити и Маркизских островах, то есть с 1893 года до его смерти в 1903-м. К этому периоду относятся самые значимые произведения. В Полинезии Гоген обрел рай, где в его искусстве сошлись природа и культура, мистицизм и эротика, грезы и реальность.

Самое значительное произведение таитянского периода на выставке в Базеле — монументальное полотно (почти 4 м в длину) Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? (1897–1898) из Музея изящных искусств в Бостоне, которое очень редко отправляется в путешествие. Сокуратор выставки Мартин Швандер считает это произведение не больше не меньше «художественным завещанием» Гогена. Взамен Фонд Бейелера собирается отправить в США подборку произведений Пабло Пикассо, хотя официального объявления об этом еще нет. Государственный Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в свою очередь, выдали по три Гогена из своих собраний. В частности, ГМИИ предоставил Сбор плодов (1899), очень редко покидающий Москву, где оказался более 100 лет назад. А Фонд Бейелера выступил в свою очередь партнером масштабной выставки Пауль Клее. Ни дня без линии, недавно прошедшей в ГМИИ. Среди работ из частных собраний надо особо отметить три полотна, написанных Гогеном за год до смерти: Всадники на берегу II (владелец не называется), Инкарнация (галерея Ordovas, Лондон) и Купальщицы (также из неназванной коллекции).

Что касается керамики и деревянной скульптуры Гогена, то кураторы считают их до сих пор недооцененными, притом что они оказали сильное влияние на мастеров ХХ века, в частности на Пикассо. «Именно скульптуры Гогена, их экспрессия и архаичность вдохновили первые опыты Пикассо в скульптуре», — уверен второй куратор выставки Рафаэль Бувье. Одна из центральных на выставке в Базеле — Тереза (1902), стилизованная фигура полинезийской женщины. Директор Фонда Бейелера Сэм Келлер давно хотел заполучить эту работу на выставку, но в 1980 году, когда она попала в одну частную лондонскую коллекцию, потерял ее из виду. Он вновь обнаружил скульптуру лишь в прошлом году на ярмарке Frieze на стенде лондонской галереи Lefevre Fine Art, которая и предоставила теперь ее на базельскую выставку. Моделью для Терезы послужила служанка католического епископа Маркизских островов Джозефа Мартина, который, как подозревал Гоген, имел с ней интимные отношения. Он создал и парное к ней скульптурное изображение самого епископа, назвав его Отец разврата (1902), сейчас оно находится в Национальной галерее в Вашингтоне. Для выставки эту вещь получить не удалось, так что служанка и ее соблазнитель потеряли редкий шанс встретиться вновь. 

Просмотры: 2267
Популярные материалы
1
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
2
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
3
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
4
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
5
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
6
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
7
Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF
В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019.
19 апреля 2019
8
Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов
Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку.
19 апреля 2019
9
В Москве пройдет I Международный саммит коллекционеров
Первым крупным событием нового проекта Cube станет конференция Cube.Collectors — она состоится 23 апреля и будет посвящена анализу перспектив развития арт-рынка.
22 апреля 2019
10
Вим Дельвуа примет участие в конкурсе на строительство нового шпиля Нотр-Дам-де-Пари
Бельгийский художник, известный своими скульптурами в стиле готики, уже работает над проектом реконструкции пострадавшего от пожара кафедрального собора.
19 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru