18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей человека в Париже, обобранный Жаком Шираком, открывается вновь

Музей антропологии, этнологии и древней истории Франции, Musée de l’Homme (Музей человека), должен снова открыться в октябре 2015 года. Разместившийся в южном флигеле дворца Шайо, музей был закрыт более шести лет назад для проведения капитального ремонта, вызвавшего неоднозначную реакцию в культурной среде.

Теперь в залах постоянной экспозиции площадью 2,5 тыс. м2 будет представлена естественная и культурная история человечества, разделенная на три сектора ключевыми вопросами: кто мы? откуда мы? куда мы идем? Эти вопросы на протяжении столетий волновали многих и ставились, например, Полем Гогеном. Более 150 исследователей и хранителей будут работать в обновленном научно-исследовательском центре музея общей площадью 5 тыс. м2. Коллекции Музея человека разместятся в шести больших хранилищах.

Основание Музея человека в 1937 году совпало с проведением Международной выставки искусств и технологий современной жизни. Именно тогда этот музей, входящий в число 13 учреждений, курируемых Национальным музеем естественной истории, стал преемником Музея этнографии, расположенного во дворце Трокадеро, артефакты из тихоокеанской и азиатской коллекций которого вдохновляли Пабло Пикассо.

Одним из самых масштабных планов Жака Ширака, избранного президентом Франции в 1995 году, стало создание нового музея, посвященного самобытному (неевропейскому) искусству. Его тогдашнее предложение о передаче большей части коллекции Музея человека в фонды своего «великого проекта», Музея на набережной Бранли, возмутило музейных сотрудников, вышедших в 2002 году на забастовку.

Тем не менее Музей искусств и этнографии на набережной Бранли, открывшийся в июне 2006 года, все же получил 237 тыс. этнографических экспонатов из Музея человека, а также 23 тыс. экспонатов из Национального музея искусств Африки и Океании.

Еще более 41 тыс. экспонатов из Музея человека были обещаны марсельскому Музею цивилизаций Европы и Средиземноморья (MuCEM), открывшемуся в 2013 году. В результате всех этих пертурбаций в Музее человека осталось всего около 500 тыс. экспонатов доисторической эпохи и 362 тыс. палеоантропологических находок.
«Музей человека был вынужден стать „донором органов“ для новых культурных институций. Если бы коллекции Музея человека хранились в одном месте и их развитие финансировалось столь же щедро, как счастливо опекаемый проект „Набережная Бранли“, вышел бы один из самых замечательных музеев мира», — заметила Салли Прайс, автор опубликованной в 2007 году книги Примитивное искусство в Париже: Музей Жака Ширака на набережной Бранли.
Консультант музея Гейл Лорд, впрочем, считает, что обновленный Музей человека «прекрасно дополнит Музей на набережной Бранли, проявляющий именно эстетический (а не этнографический) подход к своим коллекциям, таким образом возвышая артефакты многочисленных неевропейских культур до статуса изобразительного искусства. Эта позиция подверглась критике англоязычных музейщиков, причем, на мой взгляд, совершенно несправедливо, например, за чрезмерную экзотизацию экспонатов, чего на самом деле и близко не было…»

Перезапуск Музея человека все эти годы окружали проблемы, сдвинувшие дату открытия его после реконструкции на три года. Например, состояние бетона, использованного для постройки дворца Шайо в 1930-х, по информации французской газеты Le Journal du Dimanche, критично ухудшилось. В результате этажи флигеля пришлось дополнительно укреплять. В 2009 году The Art Newspaper рассказывала о том, что восстановление музея подверглось критике в правительственном докладе. Этот документ, подготовленный в мае 2008 года, был составлен в том числе Генеральной инспекцией по делам культуры; в нем утверждалось, что музей находится на грани «роста дефицита бюджета» и «дальнейших задержек» реконструкции. Предполагаемая цена проекта в это время составила €52 млн. «Общая стоимость реконструкции, финансируемой Министерством высшего образования и научных исследований, на сегодняшний день составляет €92 млн (€12 млн из которых были ассигнованы для проведения исследований и классификации экспонатов), — говорится в заявлении музея. — Восстановление крыши южного флигеля финансируется Министерством культуры, причем €4,6 млн целенаправленно выделены министерством для пополнения фондов Музея человека». Более подробно комментировать стоимость реконструкции музей отказался. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+