The Art Newspaper Russia
Поиск

Сердца четырех

После многолетних споров эксперты согласились с тем, что все четыре портрета, экспонировавшиеся на февральской выставке в миланском музее, написаны братьями Антонио и Пьетро Поллайоло. Однако мнения об авторстве каждой из картин по-прежнему разнятся

На выставке в Милане впервые вместе собрали четыре ренессансных портрета молодой дамы. Самый искусный из них, датируемый приблизительно 1465 годом (хранится в Берлинской картинной галерее), часто называют одним из наиболее изящных флорентийских портретов. Долгие годы атрибуция этих произведений была предметом ожесточенных споров: разные специалисты утверждали, что лицо молодой дамы принадлежит кисти Пьеро делла Франческа, Андреа дель Верроккьо, Доменико Венециано, Алессо Бальдовинетти, Филиппо Липпи, Донато Браманте и даже молодого Леонардо да Винчи. Сегодня, однако, большинство ученых сходятся во мнении, что эти портреты написаны братьями Поллайоло: либо Антонио (1431–1498), либо Пьеро (1441/42 — до 1496).

После долгих переговоров Музею Польди-Пеццоли, в собрании которого хранится один из портретов, удалось добиться того, чтобы остальные три картины из Берлина, нью-йоркского Метрополитен-музея и флорентийской галереи Уффици были одолжены ему для выставки Дамы братьев Поллайоло. Основываясь на результатах технического анализа, куратор выставки Андреа ди Лоренцо высказал предположение о том, что все четыре портрета написал Пьеро. Входящий в коллекцию Музея Польди-Пеццоли портрет находится на его логотипе еще с 1980-х годов, однако до недавнего времени это, пожалуй, самое знаменитое из принадлежащих ему произведений лишь приписывалось младшему брату Поллайоло.

Не все представители музеев, предоставивших на выставку портреты, согласны с мнением ди Лоренцо. Штефан Веппельман, куратор отдела ранней итальянской и испанской живописи Берлинской картинной галереи, говорит, что не может «поверить в то, что все четыре картины написаны одной рукой». Он полагает, что берлинский и миланский портреты создал Антонио, а нью-йоркский и флорентийский — Пьеро. Специалисты галереи Уффици считают автором своей картины Пьеро, а Метрополитен вообще не приписывает принадлежащее ему полотно ни одному из братьев конкретно, утверждая, что написать его мог любой из них.

Еще более трудной оказалась другая загадка — личность самой модели. Ранее некоторые специалисты полагали, что на всех портретах изображена одна и та же женщина в разное время, но теперь все склоняются к мысли о том, что это разные люди. 


Около 1465

Берлинская картинная галерея, Берлин

Приобретена в 1897 году как произведение Андреа дель Верроккьо

Самый искусный из всех портретов. Картина была обрезана с трех сторон; оригиналу соответствует только правый ее край. На изображении лица модели много потертостей, в особенности на шее и под ухом, где оно было переписано. На оборотной стороне имеется неопознанная восковая печать с изображением посоха и обвивающейся вокруг него змеи; это символ древнегреческого бога медицины Асклепия, что дает основания предполагать, что картина могла принадлежать врачу. Берлинский музей атрибутирует ее как произведение Антонио Поллайоло.


Около 1470–1475

Музей Польди-Пеццоли, Милан

Приобретена между 1872 и 1875 годами как произведение Филиппо Липпи

Рентгенография и инфракрасная рефлектография показывают, что все четыре края картины переписаны. Значит, изначально она могла находиться в расписной раме (подобно портрету из собрания Метрополитен-музея). Рельефно прописанные мелкие детали — техника, которую часто использовал Пьеро Поллайоло, — заставили работников музея приписать авторство ему. Платье, прическа и украшения свидетельствуют о том, что модель происходила из богатой семьи; в старой описи содержится предположение о том, что это могла быть жена Джованни II Барбиано.


Около 1480

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Приобретена в 1950 году как произведение Антонио дель Поллайоло

Эта картина попала в литературу о Поллайоло только после поступления в Метрополитен-музей; ранее эксперт Аттилио Сабатини считал, что это написанный по миланскому образцу портрет, созданный в XIX веке. Картина прошла очень некачественную реставрацию в XVII веке, но в 1963 году ее удалось восстановить в более близком к оригиналу виде. Метрополитен атрибутирует ее как работу Антонио либо Пьеро Поллайоло и датирует серединой 1470-х годов.


Около 1480

Галерея Уффици, Флоренция

Приобретена в 1861 году как произведение Пьеро делла Франческа

Сильный румянец на щеке модели смотрится очень странно. Проведенный недавно технический осмотр показал, что красочная поверхность крайне неоднородна: некоторые участки портрета сильно переписаны (в особенности лицо и фон), а некоторые сохранились лучше (к примеру, платье и драгоценности). Последний раз консервационные работы проходили в 2007 году и затронули лишь синий фон. Уффици оставляет авторство картины за Пьеро Поллайоло и датирует ее приблизительно 1475 годом.

Просмотры: 4971
Популярные материалы
1
Эдвард Мунк: нервный гений или успешный профессионал?
Выставка в Третьяковской галерее представляет все этапы творческого пути норвежского художника, классика европейского модернизма.
15 апреля 2019
2
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
3
Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо
К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях.
15 апреля 2019
4
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
5
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
6
Нужен ли Tinder для коллекционеров?
Галеристы, арт-дилеры и кураторы коллекций сходятся во мнении, что успешные продажи на арт-рынке теперь напрямую зависят от того, насколько учитываются мнение и вкусы широкой публики.
15 апреля 2019
7
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
8
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
9
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
10
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru