18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рассказчик, он же художник

№31
Материал из газеты

Выставка в Русском музее

Цель проекта — протестировать русское искусство на нарративность. Рассказывание историй на холсте и бумаге, начатое передвижниками, затем опровергалось сначала мирискусниками, а после и авангардом. По мнению куратора выставки Александра Боровского, соцреализм 1930-х также не жаловал нарративность. В нем не было сюжета, господствовал сакральный канон, не допускавший никаких интерпретаций, толкований, угадываний как художником, так и со стороны зрителя. Картины Александра Лактионова, Юрия Непринцева, созданные в военные годы, вернули в живопись повествовательность; движение в сторону рассказывания историй поддержал в 1950-е Фёдор Решетников. Эту линию продолжили мастера «сурового стиля» и Александр Арефьев в ленинградском андеграунде.

Точкой отсчета выставки станет известная картина Гелия Коржева Лишенная родительских прав. Это целый роман о женщине с порочными наклонностями, пропившей буквально все и тем не менее отмечающей «знаменательное событие» — освобождение от обязанностей заботиться о потомстве — бутылкой хорошей «Столичной», хрустящим огурчиком и помидорами. Искусство питерской группы «Митьки» — это продолжение их во многом мифологизированного существования, передаваемого по разным каналам, но всегда рассказываемого как история или цепочка историй. Впрочем, выставка оставляет эти обстоятельства за скобками, фокусируясь на более поздних работах художников, когда они выбрали самостоятельные стратегии. Виктор Тихомиров в картине Пётр Император арапа женил повествует не историю любвеобильного Ганнибала, имевшего 11 детей, а «снимает кино про кино», иронично рассказывая о мелодраматичном фильме-сказке Александра Мит­ты с Владимиром Вы­соцким в главной роли. У Ти­хо­мирова мощный Петр на вздыбленном коне поднял за шкирку худосочного арапа и вот-вот бросит его в объятия нагой красотки, лежащей на свежей импрессионистичной траве.

Среди рассказчиков XXI века предпочтение отдано Николаю Копейкину, Таи­сии Коротковой, Диане Ма­чулиной. Истории про слонов сочинены Копейкиным (в миру филологом-переводчиком) и им же нарисованы. В Ночи на Ивана Купалу слоны, легко встав на задние ноги, танцуют у костра свой веселый и одновременно страшный, чумной танец. Короткову в серии Репродукция занимает генная инженерия, лаборатория по выращиванию эмбрионов с заданными идеальными признаками. Заодно там «обучат» рожать мужчин. Мачулина возвращает нас на грешную землю. Но так, чтобы мы могли предаться сладким мечтам — встретить свой День рождения в компании Рональда Рейгана, Мэрилин Монро и Фрэнка Синатры. А потом всем рассказывать эту историю.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+