The Art Newspaper Russia
Поиск

Нелинейная анатомия арт-рынка

«Завтрак у Sothebys. Мир искусства от А до Я» Филипа Хука пытается разобраться с коммерческим закулисьем галерей и аукционов.

Рынок искусства — неотъемлемая, но от того не менее противоречивая часть художественной системы. Его институции (ярмарки, аукционные дома) давно заняли в ней прочное место наряду с музеями, кунстхалле и некоммерческими фондами. Галереи много лет как переросли статус «торговых лавок», став настоящими генераторами арт-жизни, а события вроде Frieze и Art Basel изрядно обросли независимой выставочной и дискуссионной программой, превратившись в мировые форумы, не уступающие крупным биеннале и триеннале.

Такая ситуация в то же время вызывает критику: в адрес непрозрачности рыночных механизмов, системы ценностей, определяющей качество работ в валютном эквиваленте, общего ажиотажа вокруг очередных ценовых рекордов. Которые, по недавнему заявлению одного из самых дорогих современных живописцев Герхарда Рихтера, не вызывают у него ничего, кроме шока и ужаса, даже если речь идет о его собственных картинах.

В отличие от многих работ об арт-рынке, переведенных на русский язык (здесь уместно вспомнить тексты Пирошки Досси, Луизы Бак и Джудит Грир, Жюдит Бенаму-Юэ), книга «Завтрак у Sothebys. Мир искусства от А до Я» британца Филипа Хука дает возможность взглянуть на художественную систему с другой стороны баррикад, глазами аукционного эксперта, отметившегося в качестве главы отдела живописи XIX века Christies (1980–1987) и затем перешедшего к его главному конкуренту Sothebys в отдел импрессионизма и модернизма. Текст Хука стилизован под словарь, однако книга эта — не энциклопедические заметки, но рассуждения наблюдателя-профессионала, изведавшего закоулки извилистой системы и делящегося опытом в качестве популяризатора или мемуариста-интеллектуала.

Большую часть книги занимают попытки Хука описать семиотику искусства, наиболее привлекательного с точки зрения продаж и гарантированно привлекающего коллекционеров. На этом пути важен антропологический тип художника, набор правильных сюжетов, принадлежность к признанному стилю с необходимостью воплощать наиболее характерные его черты. Хук рассказывает массу исторических примеров и анекдотов, многие из которых весьма занимательны, но в целом чересчур разношерстны. В стремительном калейдоскопе из живописи Брейгеля и Жерико, зрелых импрессионистов и позднего Салона важные знания, скорее, просыпаются сквозь пальцы, нежели создают у читателя внятную картину происходящего.

Впрочем, отдельные главы вроде той, что описывает вымышленные движения, выставки и персонажей, которых любили создавать ранние модернисты, любопытно почитать сами по себе.

Наиболее интересны в «Завтраке» как раз те небольшие по объему разделы, которые посвящены структурным компонентам и истории самой рыночной системы. Проблеме определения провенанса произведений искусства, который часто упирается в крупные исторические травмы (конфискация работ в Германии во времена национал-социализма, разграбление музеев на оккупированных территориях). Фигуре арт-дилера, многим из которых мы исторически обязаны возникновением привычных нам художественных событий вроде персональной выставки художника. Стандартам написания текстов для аукционных каталогов, где выработана своя система понятий и терминов, предпочтений и табу. Наконец, истории становления — и противостояния — двух «зубров», Christies и Sothebys, изложенной кратко, но оттого не менее увлекательно.

Автор не избежал и того, чтобы сравнить работу музейных кураторов и аукционных экспертов, признавая, что последние «восхищаются их [кураторов] знаниями и завидуют неторопливости, несуетности их работы и уровню предметов искусства, с которыми тем приходится иметь дело». Признавая, что «музейный» статус произведения может существенно повысить ее ценность в глазах будущего приобретателя, одновременно с этим он подчеркивает, что вещи «высокого качества» зачастую оказываются «столь возмутительно некоммерческими», что приглянуться они могут лишь тем, кто «одержим своими академическими пристрастиями».

Рынок, констатирует Хук, в достаточной степени автономизировался, чтобы существовать уже не внутри, а параллельно художественной системе. Иногда тоскуя по утраченным общим корням, но без возможности снова сойтись с ней воедино. Как и в искусстве, ключевыми факторами здесь зачастую оказываются личности, волны непреодолимых обстоятельств, на гребне которых выплывают умелые «воротилы». А часто просто случайности, из которых рождаются настоящие профессиональные легенды.

Материалы по теме
Просмотры: 4721
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
4
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
5
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
6
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
7
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
8
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
9
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
10
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru