The Art Newspaper Russia
Поиск

Между иллюзией и реальностью

«Мода и стиль в фотографии — 2015» в этом году включает более двух десятков выставок, как исторических, так и о новейших веяниях в фэшн-фотографии

Джан Паоло Барбьери. Лилли Бистратен в Pomellato. Vogue Italia. 1971. © GIANPAOLOBARBIERI. Courtesy Gian Paolo Barbieri

Джан Паоло Барбьери. Лилли Бистратен в Pomellato. Vogue Italia. 1971. © GIANPAOLOBARBIERI. Courtesy Gian Paolo Barbieri

Биеннале, организатором которой является Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), давно перерос свое название. В программе можно обнаружить выставки, вовсе не имеющие тематических связей с модой в узком смысле этого слова. Проект победительницы European Publishers’ Award 2014 Алисы Резник — документальная по сути история про улицы и жителей Берлина (Московский музей современного искусства, до 29 марта). А коллекция портретов, сделанных отцом и сыном, Феликсом и Полем Надарами, в их парижской студии, — это, скорее, коллективный портрет французского светского общества и богемы XIX–XX веков (МАММ, с 13 марта).

Словом, «моду и стиль» не стоит воспринимать буквально — дело в общих настроениях в мире фотографии, и в этом смысле фестиваль старается не отставать от последних веяний. В этом году его тема — «Между реальным и воображаемым» — разыгрывается в самых разных тональностях. От полного юношеской неуверенности в себе вопроса «я красива?», с помощью которого фотограф Марго Овчаренко разбирается в навязанных образах женской красоты, до сложных интерпретаций творчества Фрэнсиса Бэкона в исполнении Мишеля Платника (Манеж, с 5 марта).

И все же фестиваль не обойдется без выставок, демонстрирующих, насколько тесными были и остаются связи моды и фотографии. Одна из них — Как рождается мода (МАММ, с 28 марта) — посвящена более чем 100-летней истории фэшн-фотографии, собранной из архивов Conde Nast. Именно с этим издательским домом связано официальное начало «модной фотографии». Это случилось в 1913 году, когда Conde Nast нанял в Vogue, а затем и в Vanity Fair известного портретиста барона Адольфа де Мейера. Он стал первым в истории штатным фэшн-фотографом, а его работы служат точкой отсчета всей выставки. Журнал Vogue долгое время оставался первопроходцем в области фэшн-съемки, печатая практически всех известных авторов ХХ века. На выставке представлены снимки Эдварда Стайхена, художника, рано сделавшего выбор в пользу технических и изобразительных возможностей фотографии. И Ги Бурдена, чьи неожиданные ракурсы и композиция делали каждый кадр похожим на ребус. И современных авторов, таких как Сольве Сундсбо или Себастьян Ким, на примере которых можно оценить, какое огромное влияние на модную съемку оказывают компьютерные технологии.

Робер Дуано, вошедший в историю фотографии как «репортер» Парижа, на короткое время тоже попал под влияние ауры модного мира (МАММ, до 10 мая). Но как прирожденный уличный фотограф он искал свои сюжеты и героев в городе, вылавливая их из толпы. Даже когда Дуано начал работать для Vogue в 1949 году, он снимал закулисные моменты подготовки моделей к дефиле, ателье и мастериц за работой. Конечно, не обошлось и без фэшн-снимков. Но и здесь чувствуется интерес фотографа к событийности, а не к моде как таковой. В конце концов Дуано предпочел модной съемке уличную стихию. Но краткое знакомство с миром моды не прошло бесследно: в разное время героями его снимков становились Коко Шанель, Кристиан Диор, Юбер де Живанши, Жан-Поль Готье. Творчество же Джан Паоло Барбьери (МАММ, до 15 марта), напротив, с самого начала было связано с миром моды. Фотограф-самоучка, очарованный образами «сладкой жизни» Рима, каким тот запечатлен в знаменитом фильме Федерико Феллини, в начале 1960-х в погоне за этими образами отправляется в Вечный город, где начинает снимать моделей и дам из высшего общества. Вскоре он перебрался в Париж, получив стажировку в журнале Harper’s Bazaar, а в 1964 году открыл в Милане свою фотостудию, которая до сих пор остается лабораторией идей, где синтез моды и фотографии работает в полную силу.

Ранние кадры Барбьери целиком сконструированы им самим. В отсутствие армии стилистов и фэшн-редакторов фотограф должен был придумывать мизансцены, изобретать инвентарь, заботиться о макияже и украшениях моделей. Иногда доходило до анекдотичного: чтобы изобразить жемчужные серьги, он покрасил в белый мячики для настольного тенниса. Изобретательность понадобилась Барбьери и на съемках первой рекламной кампании Valentino 1967 года. В студии фотографа появилась искусственная пустыня с дюнами, где позировала модель Мирелла Петтени. Позже Барбьери, конечно, отходит от подобных технически устаревших трюков, но не обходится без самых знаменитых моделей: ему неоднократно позировали Джерри Холл, Верушка, Одри Хепберн, Моника Беллуччи.

Просмотры: 3075
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Музею Востока исполняется 100 лет
К своему юбилею Государственный музей искусства народов Востока подходит на пике территориального расширения. Осваивая новые для себя пространства, институция одновременно стремится не забывать о присущей ей научной фундаментальности.
10 октября 2018
3
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Как продавать бесценное: уловки успешных арт-дилеров
Искусство продается и покупается, арт-рынок растет, а мы вспоминаем о самых предприимчивых галеристах и их излюбленных тактиках, проверенных десятилетиями.
10 октября 2018
6
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
7
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
8
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
9
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
10
Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов
В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным.
10 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru