18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жизнь Санкт-Петербурга

На этой неделе в Северной столице можно неспешно насладиться эстонским искусством, заскочить в гости к детству с книжными иллюстрациями дяди Гусева и вдохнуть «жизнестроительного пафоса» русского революционного авангарда.


Эстонское искусство в «Люде»

Художник и куратор Янно Бергманн собрал в галерее «Люда» работы четырех авторов, живущих и работающих в Тарту, Пярну, Таллинне. Из них отечественному зрителю знаком только график Пеэтер Аллик с его увеличенными до плакатного формата линогравюрами, однако внимания заслуживают и другие. Лауреат нескольких эстонских арт-премий Евгений Золотко создает проникнутые христианской образностью тотальные инсталляции, но об их реальном воздействии приходится судить только по показанному в экспозиции видео: в нем художник умерщвляет и воскрешает аквариумную рыбку. Группа «Арт-контейнер», среди членов которой и сам Бергманн, превратила с помощью скотча и компрессора желтые пакеты для почтовых бандеролей в пять больших крестов, которые в пространстве галереи периодически вздымаются и опадают. Присутствие на выставке еще одного художника, Марко Мяэстамма, обозначено серией рисунков-оммажей, сделанных Янно Бергманном.


Иллюстрации дяди Гусева

В Библиотеке книжной графики открылась выставка Вадима Гусева — художника детской книги, известного представителя ленинградской школы, который выступал как «дядя Гусев». В двух залах — обилие работ из собрания семьи художника и частных коллекций. По ним становится понятно, что, в отличие от художников, которые использовали прикладные жанры как творческое убежище, Гусев именно в книжной графике и оформлении чувствовал себя органично. Он из тех авторов, кто на самом деле больше всего хотел иллюстрировать книжки для детей. Стиль Гусева менялся вместе со временем, он следовал за художественной модой с оглядкой на коллег: в начале 1960-х годов художник выдавал реалистическую анималистику, а 10–20 лет спустя уже близок к конструктивизму. Ученик Юрия Васнецова, Вадим Гусев как будто не мог выбрать между поздним «Миром искусства» и авангардом, условно, между Конашевичем и Лебедевым. Неожиданно в сделанных для себя работах последних лет (художник умер в 2008 году) добрый дядя Гусев предстает и желчным философом, и черным юмористом.


«Переходы» Игоря Шуклина

Респектабельная галерея Anna Nova взяла курс на антибуржуазное искусство и продолжает выставлять молодых левых художников. Игорь Шуклин, ученик Авдея Тер-Оганьяна, попытался устроить тотальную инсталляцию, вывалив в пространство галереи массу живописи, графики, объектов, чем добился только общего впечатления неряшливости. Заметно, что художник увлечен смутными идеями по переделке человека и «жизнестроительным пафосом» русского революционного авангарда. Сейчас автор живет в Берлине, и точь-в-точь такую выставку легко представить себе где-нибудь в Кройцберге.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+