The Art Newspaper Russia
Поиск

«Железного Феликса» отмыли насильно

Несмотря на 10 миллионов рублей, потраченных на его реставрацию

Многострадальный памятник Дзержинскому до (2014) и после(2015) вмешательства Дирекции ЖКХ и БЦАО

Многострадальный памятник Дзержинскому до (2014) и после(2015) вмешательства Дирекции ЖКХ и БЦАО

Памятник Феликсу Дзержинскому, находящийся в оперативном управлении Парка искусств «Музеон» после демонтажа с Лубянской площади в 1991 году, подвергся несанкционированной «реставрации» со стороны Государственного казенного учреждения города Москвы «Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Центрального административного округа» (ЖКХиБ ЦАО). В апреле 2014 года научно-методический совет при Департаменте культурного наследия города Москвы рассмотрел вопрос об исторической ценности и целесообразности сохранения на памятнике надписей, нанесенных в дни августовского путча 1991 года. Поскольку монумент подлежал реставрации, в проект работ были внесены изменения: было принято решение исторические надписи сохранить и законсервировать, а более поздние граффити смыть. На это департамент выделил около 10 млн руб. В истории должны были остаться надписи: «Феликсу конец! Фашист», «Хунта пала», «Долой палачей», «КГБ = ГКЧП».

В конце января этого года бдительный гражданин пожаловался в Дирекцию ЖКХиБ ЦАО на надписи на памятнике. Меры не заставили себя долго ждать: в парк была отправлена бригада, и надписи были размыты и стерты. Их пытались стереть с помощью сильных абразивных веществ, в связи с чем постамент сильно пострадал. Дирекции парка об очистке памятника от надписей не сообщили. Парк искусств «Музеон» немедленно поставил в известность о произошедшем Департамент культурного наследия. По мнению «Музеона», всю ответственность должна нести Дирекция ЖКХиБ ЦАО. Департамент культурного наследия обвиняет в недосмотре дирекцию «Музеона». «Поскольку это было сделано быстро и «Музеон» не уведомили, мне кажется, что это могла быть заранее спланированная акция. Надписи на памятнике уже не восстановить, они утрачены навсегда, но сам памятник Дзержинскому нужно реставрировать заново», — говорит директор парка Елена Тюняева. В данный момент Департамент культурного наследия возбудил дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13. Ведется расследование.

Памятник работы Евгения Вучетича был воздвигнут в Москве в 1958 году на площади, названной в честь Феликса Дзержинского (в 1990 году площадь переименована в Лубянскую). В 1991 году, после провала ГКЧП, скульптура была демонтирована и брошена на Крымском Валу, возле Центрального дома художника.

«Дирекция два года оспаривала проект реставрации, представленный Департаментом культурного наследия. В результате, когда мы добились сохранения граффити, спустя несколько месяцев после завершения работ памятник испорчен городской же службой. Граффити утрачены, это нанесло непоправимый вред всей нашей работе по документализации истории РФ, истории свободного волеизъявления народа, не говоря уже об экспозиционном виде самого памятника, являющегося объектом культурного наследия регионального значения», — говорит главный хранитель фондов «Музеона» Вера Трахтенберг.

Как рассказала газете советник администрации Департамента культурного наследия Юлия Логинова, вопрос в том, что памятник находится на территории музея и, соответственно, в его основном фонде. «Мы считаем, что в данном случае ответственность за его содержание и контроль за ним лежит на музее. В данном случае граффити смыла Дирекция ЖКХиБ ЦАО, но в музее либо ненадежная служба безопасности, тогда нужно ставить этот вопрос перед охранным предприятием, либо недостаточно хорошо ведется наблюдение за работами. Если говорить о ЖКХиБ, то в их адрес тоже направлена претензия. Мы сейчас хотим возбудить дело об административном правонарушении, для того чтобы расследовать данную ситуацию. В отношении памятника в ходе расследования будет определен прежде всего размер штрафа, который понесет Дирекция ЖКХиБ ЦАО. По оценкам специалистов, тех подрядчиков, которые выполняли работы (в данном случае ГосНИИР), это около 1 млн руб. Далее должен быть определен ответчик, который будет предоставлять эти средства из бюджета на реставрацию». 

Просмотры: 3599
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Возвращение легенды: коллекция Сергея Щукина в Пушкинском музее
Более 450 произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Сергея Щукина и его братьев встречаются в долгожданном выставочном проекте, заняв весь второй этаж главного здания музея.
11 июня 2019
3
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
4
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
5
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
6
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
7
Вслед за годом Леонардо настанет год Рафаэля
На 2020-й, год 500-летия со дня смерти Рафаэля, запланировано несколько выставок, самая большая из которых пройдет в Риме.
11 июня 2019
8
Необитаемый греческий остров Делос заселяют скульптурами Гормли
В проект включены 25 скульптур, созданных Гормли за последние два десятилетия, и 4 новых site-specific-объекта, которые скульптор сделал после того, как открыл для себя остров в 2018 году.
11 июня 2019
9
Ивона Малевич планирует создать Фонд семьи Малевичей
В планах фонда, который должен заработать летом в Варшаве, не только популяризация творчества знаменитого предка, но и отслеживание подделок Малевича на арт-рынке.
11 июня 2019
10
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru