18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маленькие сентиментальные шедевры

№30
Материал из газеты

Сюрреалистическая фотография начала ХХ века в Мультимедиа Арт Музее

На самом деле эти фантазийные фотографии появились задолго до сюрреализма. Созданные на пороге ХХ века, они сегодня удивляют безыскусным юмором, милой наивностью и ловким умением монтировать изображение за много лет до появления программы Photoshop.

Начало 1900-х называют золотым веком открытки. Именно тогда начали использовать лицевую сторону почтовых карточек только для изображения. Эта простая инновация повлекла за собой настоящий бум, открытки продавались огромными тиражами вплоть до начала Первой мировой.

Однако фотографические открытки в те времена выпускались не полиграфическим способом, а с помощью техники проявки. Поэтому каждая из них несет на себе печать уникальности. Авторы безымянных серийных шедевров были явно в курсе последних достижений художественной фотографии и владели секретами самых современных спецэффектов — ретуши и комбинированной печати, двойной экспозиции. Они умело монтировали фото- и рисованное изображение, использовали «сфумато» пикториализма, самого модного и прогрессивного на тот момент стиля. Однако, в отличие от настоящих пикториалистов, озабоченных образцами высокого искусства и напускавших тумана в драматические сцены, промышленные дизайнеры были намного легкомысленнее, сводя сюжеты к водевилю. Варьете, немое кино, цирк и, конечно, символизм вдохновляли авторов маленьких сентиментальных шедевров.

В основе монтажа здесь лежат простые метафоры. Ночные бабочки, мужья-рогоносцы, влюбленные-марионетки, дети, найденные в капусте, — игривые сюжеты прежде всего потакали массовому вкусу. А весьма странные гибридные изображения стали чудесным побочным эффектом освоения технических новшеств. Конечно, открыточные дизайнеры вовсе не помышляли о проникновении в тайны подсознания, как сюрреалисты. И параллели между сюрреалистическим иллюзионизмом и сюрреализмом провести не получится. Дама-паук, плетущая любовную сеть, с открытки начала века — всего лишь наивный двойник Паучихи Луиз Буржуа. Художественное простодушие все же не умаляет прелести сюрреалистического иллюзионизма. Эти «шарманистые» картинки были созданы, чтобы удивлять, — и удивляют до сих пор. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+