The Art Newspaper Russia
Поиск

Вице-президент Ассоциации антикваров и Гильдии оценщиков о своем опыте

COURTESY ARTANTIQ

COURTESY ARTANTIQ

По образованию классический музыкант, лауреат международных конкурсов, Михаил Суслов ныне владелец фирмы «Петербургский антиквар» (три галереи в Санкт-Петербурге, представительство в Москве, два стенда на Российском антикварном салоне), вицепрезидент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД), вицепрезидент Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга, вице-президент Гильдии оценщиков МКААД. Работает во всех областях антиквариата: интерьерной и коллекционной мебели, бронзе, фарфоре, осветительных приборах, декоративной и коллекционной живописи. Специализация — русские «дворцовые», парадные вещи и отечественная академическая живопись конца XIX — начала ХХ века. «Развивались мы с начала 1990-х, примерно одинаково — с маленьких отдельчиков, магазинчиков. Мы называли друг друга «многостаночники» — занимались всем и ничем. Опыта набирались в процессе», — рассказывает Суслов. Профессиональных антикваров в тот период не было и быть не могло: после 70-летнего перерыва никаких специальных навыков в области организации этого бизнеса ни у кого не было.

«Трансформация рынка началась с 2000-х годов — стали появляться специализации: живопись, мебель, разные эпохи и направления. Потихоньку мы стали приближаться к модели западного устройства антикварного рынка. Хотя бизнесом в точном смысле слова это назвать сложно. Расхожая фраза, но это действительно больше чем бизнес — это образ жизни. Как бы ни распорядилась профессиональная судьба, опыт остается навсегда  Антиквар бывшим не бывает».

Михаил Суслов вместе с российским рынком искусства проходил разные этапы, кризисы 1998 и 2008 годов. «В 1998 году кризис был болезненнее. Больше и дольше — года два все отходило, а до этого ни купить, ни продать».

«У меня были моменты, когда галереи становились убыточными. Помогает то, что я занимаюсь разным антиквариатом. Если встают мебель и прикладное искусство, выручает живопись, коллекционные предметы. К такому широкому спектру я шел долго — 20 лет. На предметах обстановки собаку съел; а 10–12 лет назад серьезно подошел к живописи. Это самое капиталоемкое и самое сложное направление, тут степень ответственности очень велика».

В этом одна из особенностей русского антикварного рынка: узкоспециализированным антикварам пережить кризис сложнее — они более зависимы и от влияний моды, и от экономической ситуации. «Наш рынок живой. Не то чтобы активный, но довольно стабильный. Сейчас на нем произошло смещение в сторону вещей экстра-класса. Дешевыми предметами рынок переполнен, однако они нашим коллекционерам не нужны: все это у них уже есть. Сохраняется потребность и в работах среднего уровня и выше по объективным ценам». Михаил Суслов признается, что страсть к мебели сохранит навсегда, хотя этот раздел рынка не приносит сейчас большой прибыли. Десятьдвенадцать лет назад русское ампирное кресло стоило $2–3 тыс., сейчас — $3–6 тыс. А живопись за это время выросла в цене на порядок.

«Та модель, которую я построил, тоже не идеальна. Держать большие галереи с коллекцией как интерьерных вещей на любой вкус, так и дорогих коллекционных предметов становится тяжело: спрос упал. И потом, у нас не появилось декораторов (как на Западе), которые бы работали с антиквариатом. Это тоже минус для нашего рынка».

Просмотры: 5327
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
3
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
4
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
7
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
8
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
9
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
10
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru