18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вице-президент Ассоциации антикваров и Гильдии оценщиков о своем опыте

По образованию классический музыкант, лауреат международных конкурсов, Михаил Суслов ныне владелец фирмы «Петербургский антиквар» (три галереи в Санкт-Петербурге, представительство в Москве, два стенда на Российском антикварном салоне), вицепрезидент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД), вицепрезидент Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга, вице-президент Гильдии оценщиков МКААД. Работает во всех областях антиквариата: интерьерной и коллекционной мебели, бронзе, фарфоре, осветительных приборах, декоративной и коллекционной живописи. Специализация — русские «дворцовые», парадные вещи и отечественная академическая живопись конца XIX — начала ХХ века. «Развивались мы с начала 1990-х, примерно одинаково — с маленьких отдельчиков, магазинчиков. Мы называли друг друга «многостаночники» — занимались всем и ничем. Опыта набирались в процессе», — рассказывает Суслов. Профессиональных антикваров в тот период не было и быть не могло: после 70-летнего перерыва никаких специальных навыков в области организации этого бизнеса ни у кого не было.

«Трансформация рынка началась с 2000-х годов — стали появляться специализации: живопись, мебель, разные эпохи и направления. Потихоньку мы стали приближаться к модели западного устройства антикварного рынка. Хотя бизнесом в точном смысле слова это назвать сложно. Расхожая фраза, но это действительно больше чем бизнес — это образ жизни. Как бы ни распорядилась профессиональная судьба, опыт остается навсегда  Антиквар бывшим не бывает».

Михаил Суслов вместе с российским рынком искусства проходил разные этапы, кризисы 1998 и 2008 годов. «В 1998 году кризис был болезненнее. Больше и дольше — года два все отходило, а до этого ни купить, ни продать».

«У меня были моменты, когда галереи становились убыточными. Помогает то, что я занимаюсь разным антиквариатом. Если встают мебель и прикладное искусство, выручает живопись, коллекционные предметы. К такому широкому спектру я шел долго — 20 лет. На предметах обстановки собаку съел; а 10–12 лет назад серьезно подошел к живописи. Это самое капиталоемкое и самое сложное направление, тут степень ответственности очень велика».

В этом одна из особенностей русского антикварного рынка: узкоспециализированным антикварам пережить кризис сложнее — они более зависимы и от влияний моды, и от экономической ситуации. «Наш рынок живой. Не то чтобы активный, но довольно стабильный. Сейчас на нем произошло смещение в сторону вещей экстра-класса. Дешевыми предметами рынок переполнен, однако они нашим коллекционерам не нужны: все это у них уже есть. Сохраняется потребность и в работах среднего уровня и выше по объективным ценам». Михаил Суслов признается, что страсть к мебели сохранит навсегда, хотя этот раздел рынка не приносит сейчас большой прибыли. Десятьдвенадцать лет назад русское ампирное кресло стоило $2–3 тыс., сейчас — $3–6 тыс. А живопись за это время выросла в цене на порядок.

«Та модель, которую я построил, тоже не идеальна. Держать большие галереи с коллекцией как интерьерных вещей на любой вкус, так и дорогих коллекционных предметов становится тяжело: спрос упал. И потом, у нас не появилось декораторов (как на Западе), которые бы работали с антиквариатом. Это тоже минус для нашего рынка».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+