The Art Newspaper Russia
Поиск

Многоликий Матисс

Обзор последних трудов, посвященных художнику

Анри Матисс. Кодомасы. 1947. Одна из классических «цирковых» или «театральных» работ из серии Джаз

Анри Матисс. Кодомасы. 1947. Одна из классических «цирковых» или «театральных» работ из серии Джаз

Несмотря на то что Анри Матисс (1869–1954) утверждал: «То, что говорит художник, настолько незначительно по сравнению с тем, что он делает», он все-таки согласился дать серию интервью критику Пьеру Куртиону. Дело было во время восстановительного периода после операции по удалению раковой опухоли, после которой Матисс навсегда остался прикованным к креслу-каталке. Предполагалось, что расшифровка интервью ляжет в основу книги воспоминаний. Но, раздосадованный бесцеремонным отношением издателя к книге и опасавшийся, что интервьюер будет вольно редактировать текст, художник принял решение приостановить публикацию.

Теперь в Chatting with Hen­ri Ma­tisse впервые выходит полный текст интервью на английском языке, снабженный французским оригиналом, связанными с ним письмами, статьями и иллюстрациями. Матисс рассказывает о своей учебе у последнего поколения салонных художников: Бугро, Же­рома, Моро, — вспоминает шалости своего соученика Руо в мастерской Моро и своеобычные принципы этого мастера.

Среди других тем книги — работа художника над декорациями и костюмами для Сергея Дягилева, путешествия на Таити и в Северную Африку. Возможно, это неизбежно в жанре воспоминаний, но обескураживающе мало говорится о технике и теории композиции и сообщается недостаточно информации, стоящей за отдельными полотнами. Тем не менее Матисс — прекрасный рассказчик, и в книге много анекдотов.

Важным новаторским приемом в поздний период творчества Матисса считается аппликация. Как и другие художники, он и прежде использовал элементы аппликации — порой детально проработанные, а порой просто однотонные формы — в композициях своих полотен. Новаторство Матисса заключается в рискованной идее оставлять композиции в упрощенном состоянии, пришедшей к нему, по-видимому, в середине 1940-х годов.

Одним из самых ранних примеров использования аппликации стал роскошный альбом Джаз 1947 года, недавно переизданный Thames & Hud­son. Работы из цикла Джаз — одни из наиболее знаменитых произведений Матисса. Икар; Санки и Шпагоглотатель стали символами французского модернизма. В этом издании коллажи Матисса воспроизведены в технике трафаретной печати. В футляре с синим тканевым переплетом находятся сложенные пополам несброшюрованные факсимиле, с обеих сторон покрытые рукописным текстом и яркими рисунками, а также 47-страничная брошюра с переводом французских текстов Матисса и двумя статьями о Джазе. Благодаря этому изданию читатель теперь имеет возможность почувствовать, каково держать в руках страницы уникальной «книги художника».

В том же году, когда был впервые опубликован Джаз, Матисс получил предложение оформить капеллу в доминиканском монастыре неподалеку от Канн. В технике аппликации он выполнил эскизы для всех элементов оформления капеллы.

Матисс вовсе не был набожным человеком, и при всей грандиозности решения очевидно, что ему было непросто совместить свое видение темы и фигуративное повествование, которого от него ожидал заказчик. Его фигуры представляют собой упрощенные схематические изображения, выжженные на керамических плитках; их строгость контрастирует с яркими флористическими мотивами витражей, окрашивающих своим светом белый интерьер.

В книге Matisse: the Chapel at Vence прослежены все стадии разработки проекта от замысла и до открытия, состоявшегося в 1951 году. Ее крайне информативный текст проиллюстрирован подготовительными рисунками и многочисленными крупноформатными фотографиями, на которых представлены общие виды и отдельные детали капеллы.

В каталоге к выставке галереи Тейт Henri Matisse: the Cut-Outs представлены поздние коллажи Матисса, в том числе Джаз и ванская капелла. Произведения от малоформатных коллажей до крупных проектов настенной живописи представлены не только в оконченном виде, но и в процессе их создания на фотографиях из мастерской. Сфальцованные страницы дают представление о масштабности Попугая и русалки (1952) и 16-метрового Бассейна (1952). В технической справке об аппликациях рассказывается о том, какие типы бумаги, краски и техники составления композиции использовал художник.

Matisse’s Sculpture: the Pinup and the Primitive Эллен Мак-Брин посвящена интересу Матисса к эротической фотографии и африканской скульптуре в начале его карьеры скульптора. Как и многие художники того времени, он коллекционировал неевропейское искусство. Андре Де­рен познакомил Матисса с африканской скульптурой в феврале 1906 года, и в книге приведены репродукции снабженных рисунками писем Дерена из Лондона, в которых он описывает свои находки в Британ­ском музее.

Матисс имел доступ к искусству Океании через Гогена и их общего дилера Воллара, так что он был знаком с жизненной энергией неевропейской резьбы. Африканское искусство подпитывало «примитивный» период Матисса (1906–1909), когда тот стряхнул с себя влияние неоимпрессионизма.

Такие периодические фотоиздания, как Женское человечество и Мои модели, служили дешевым источником изображений обнаженного тела, поставляемых на рынок с легальными целями в качестве материала для этнографических и художественных исследований. Для их читателя это был графический аналог прогулки по восточному рынку рабов. Мак-Брин приводит печатавшиеся в этих изданиях изображения, на основе которых Матисс создавал скульптуры и связанные с ними графические работы.

В тексте автора звучат протестные интонации, с использованием таких определений, как «стерео­типы» и «инаковость», и проявляется негодования от лица исторически ущемлявшихся групп, что может оттолкнуть некоторых читателей. Однако это отнюдь не отменяет того, что Мак-Брин действительно вносит значительный вклад в понимание важной части творчества Матисса.

Chatting with Henri Matisse. The Lost 1941 Interview. Henri Matisse and Pierre Courthion. Tate Publishing with the Getty Research Institute. 366 с. £29,99 (твердая обложка)

Matisse’s Sculpture: the Pinup and the Primitive. Ellen McBreen. Yale University Press. 228 с. £35 (твердая обложка)

Jazz. Henri Matisse. Thames & Hudson. 200 с. £250 (твердая обложка)

Henri Matisse: the Cut-Outs / Karl Buchberg, Nicolas Cullinan and Jodi Hauptman, eds. Tate Publishing. 294 с. £29,99 (мягкая обложка)

Matisse: the Chapel at Vence Marie Thérèse Pulvenis de Séligny. Royal Academy Publication. 224 с. £60 (твердая обложка)

Просмотры: 4810
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
6
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru