The Art Newspaper Russia
Поиск

Найди подделку: уважаемый британский музей решил поиграть с посетителями в «угадайку»

На выставке «Made in China. Проект Дуга Фишбона» посетители ломают голову, пытаясь обнаружить среди шедевров китайскую копию

На выставке «Made in China. Проект Дуга Фишбона» посетители ломают голову, пытаясь обнаружить среди шедевров китайскую копию

В общественной картинной галерее Dulwich в Лондоне открылась необычная выставка, заставляющая по-новому взглянуть на болезненную тему фальшивок в искусстве.

В обычно тихих залах, где располагается постоянная экспозиция, сегодня столпотворение: критики и искусствоведы, коллекционеры и просто любопытствующие внимательно, чуть ли не с лупой, приглядываются к каждой картине. Периодически то тут, то там раздается напряженный шепоток: «как-то подозрительно блестит грива у этой лошади!», «а вот эта красавица не чересчур ли худенькая для XVI века?», «а облака-то слишком яркие! таких пигментов тогда не было!» Что заставило тех, кто обычно быстро пробегает мимо старых мастеров, тщательно изучать их?

Десятого февраля в лондонской картинной галерее Dulwich стартовала необычная выставка «Made in China. Проект Дуга Фишбона» (до 24 апреля): одно из 270 полотен в старинных золоченых рамах, среди которых есть работы кисти Рембрандта, Рубенса, Тьеполо, Мурильо и Пуссена, — подделка, точнее сказать, реплика, изготовленная китайскими умельцами. Фишка в том, что и посетителям и критикам предложено угадать, какая же картина приехала из Поднебесной; тайну раскроют 28 апреля, и в этот день копия и оригинал будут вывешены вместе, а среди тех, кто даст правильный ответ, разыграют пять репродукций картин (каких — выберут сами победители). «Приходите и сравните!» — зазывают на сайте музея, словно на дегустации в каком-нибудь супермаркете.

Автор проекта, точнее, арт-квеста художник Дуг Фишбон считает, что выставка поднимает вечный вопрос о том, что, собственно, составляет ценность искусства, заставляя по-новому взглянуть на музейные экспонаты, а также затрагивает острую тему подделок. Реплику выполнили в городе Сямынь (провинция Фуцзянь) за $120 (£80) — для этого китайским мастерам хватило фотографий оригинала, отправленных по электронной почте.

«В Китае делают отличные копии — просто не отличишь, и это прекрасно, ведь так больше людей могут наслаждаться произведениями искусства. Я не считаю такую практику противозаконной, пока не пытаются нажиться на этом», — считает Фишбон. «Если в таком уважаемом музее, как галерея Dulwich, повесить копии, то интересно, изменится ли как-то наше восприятие оригиналов?» — пускается он в рассуждения.

По его словам, такие вот студии, специализирующиеся на копиях, существуют в Китае абсолютно легально и способствуют популяризации искусства среди населения: там целыми цехами копируют ван-гоговские подсолнухи! Да и на Западе, как известно, копирование шедевров — непременная часть обучения в любой художественной школе, и многие мастера именно так нашли свой стиль. Так где же проходит та тонкая грань между копией и подделкой, с позором изгоняемой из музея? В самой галерее Dulwich «гражданство» получили две официальные копии: «Пейзаж с мельницами» Джона Констебла (оригинал принадлежит Якобу Исааксу ван Рёйсдалу) и изображение юного Христа, которое прежде приписывалось Мурильо, а оказалось полотном XVIII века.

С момента возникновения идеи до реализации проекта прошло несколько лет: руководству галереи, весьма консервативно настроенному, концепция выставки казалась слишком смелой. Однако Фишбону удалось их переубедить, апеллируя к истории музея. Дело в том, что картинная галерея Dulwich, считающаяся самой старой общественной галереей в мире, возникла на основе коллекции торговца искусством Ноэля Десенфанса и швейцарского художника Фрэнсиса Буржуа, которую оба изначально собирали для польского короля Станислава-Августа; монарх, однако, вскоре вынужден был отречься от престола, и тогда Фрэнсис Буржуа принял решение передать собрание колледжу Dulwich — с условием, что «оно будет открыто для публики». «Думаю, что Буржуа понравилась бы идея Фишбона — вот такая популяризация искусства. Наверное, он сказал бы тебе: „Спасибо, Дуг!“» — смеется куратор выставки Ксавье Брей. «Ага, ворочаясь при этом в гробу», — парирует Фишбон.

Шутки шутками, но ведь проект действительно затрагивает болезненную для музеев тему. Замена оригиналов копиями — одна из популярных практик в мире искусства. Зачастую это делается с благими целями: например, чтобы сохранить шедевр от разрушения (копия статуи Давида работы Микеланджело на пьяцца делла Синьория во Флоренции) или изучить мастерство выдающихся художников (Андреа дель Сарто и Джулио Романо виртуозно имитировали стиль Леонардо да Винчи и Рафаэля). Однако так поступают и мошенники. Среди широко известных случаев — история с «Одалиской в красных шароварах» Анри Матисса, которую выкрали из Музея современного искусства в Каракасе в Венесуэле, заменив подделкой, провисевшей в галерее несколько месяцев, прежде чем кураторы забили тревогу.

Но в данном случае вроде как не придерешься: реплики китайских мастеров подделками в строгом смысле слова назвать нельзя, так как художники обычно изменяют размер картины. По крайней мере самих копиистов совесть не мучит, уж поверьте: китайской культуре концепт «fake» не знаком — повторяя идеал, конфуцианцы считают, что приближаются к нему. Это западные умы все терзались, что не могли изобрести что-то новое, поэтому, словно извиняясь, придумали всякие там «аллюзии» и «постмодернизмы»…

Кстати, о постмодернизме. Давайте играть: сможете ли вы отличить китайскую подделку стоимостью $120 в раме за несколько тысяч долларов от созданных века назад шедевров? Подсказка: возможно, стоит исключить монументальные портреты Томаса Гейнсборо размером с амбарные ворота (музею в копеечку влетела бы транспортировка), вот эти мифические полотна с толпами нимф и сатиров (как и в старинных мастерских, китайцы берут наценку за сложность сюжета), да и вешать на слишком видное место ее не стали бы… А может, это копия какой-нибудь копии?

Да и вообще, какая разница, что это подделка? Главное ведь, остроумно замечает известный искусствовед Филип Хук в своей книге «Завтрак у Sotheby’s», чтобы картина приносила удовольствие. Эстетическое.

Материалы по теме
Просмотры: 8136
Популярные материалы
1
Люк Тюйманс: «Люди становятся все более и более тупыми, до невозможности тупыми»
Бельгийский художник, чья большая выставка проходит в венецианском Палаццо Грасси параллельно с биеннале, объясняет, как живопись может помочь нам в борьбе с собственным невежеством.
13 мая 2019
2
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
3
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
4
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
5
Эрмитаж одолжит Италии «Мадонну Бенуа» и «Мадонну Литта»
Настоящая борьба развернулась за возможность получить во временное пользование произведения Леонардо да Винчи к 500-летию с его смерти.
13 мая 2019
6
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
7
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
8
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
9
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
10
Рейтинг музеев – 2019: мода как формула успеха
Метрополитен-музей возглавил выставочный рейтинг по итогам 2018 года, смешав религию и высокую моду, а Бейонсе, Джей Зи и Делакруа помогли сделать Лувр самым популярным музеем мира.
15 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru