The Art Newspaper Russia
Поиск

Александр Орловский. Дневник эпохи

В усадьбе Муравьевых-Апостолов открылась выставка графики Александра Орловского из частных собраний

Александр Орловский.  Лежащая лошадь. 1813 Из собрания петербургского ювелира Франсуа Давида Дюваля (1776-1854)
Александр Орловский. Лежащая лошадь. 1813 Из собрания петербургского ювелира Франсуа Давида Дюваля (1776-1854)

Выставка «Александр Орловский. Дневник эпохи» — третья совместная работа дома-музея Матвея Муравьева-Апостола и коллекционера Сергея Подстаницкого, выступившего куратором этого проекта. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких выставлялось здесь в 2013 году во время открытия музея, а осенью прошлого года Подстаницкий был куратором выставки «Русское художественное общество в Италии 1820–1850-х годов».

В залах особняка на Старой Басманной разместилось около 70 работ Александра Орловского (1777–1832) из нескольких частных коллекций, в том числе из собраний Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева, Юрия Вейцмана, Андрея Кусакина, Елены Малинко, Елизаветы Романовой, Сергея и Татьяны Подстаницких, Давида Якобашвили. В каталоге работ 87: туда включили и произведениях из двух зарубежных собраний (из Мюнхена и Монако), которые физически не присутствуют в Москве.

Крупные выставки посвящались Орловскому трижды: в 1938 году в Русском музее, в 1958 году в Третьяковской галерее и в 2002 году снова в Русском музее; со времени последней выставки прошло 13 лет — достаточный срок, чтобы для значительной части публики имя художника стало открытием. На выставке представлены характерные для этого мастера зарисовки народных типов и батальные сцены. Здесь есть эротическая сцена с энергичным амуром, который целится в полураздетых любовников (это и автопортрет самого Орловского и пример части его творчества, о которой знали, но которую не демонстрировали), а также бюргер и его кот (в качестве бонуса прогуливающийся по задней обложке каталога выставки), ямщики и шаржи на архитектора Кваренги, деловитая торговля сеном и свиньями, французские эмигранты, якобинцы, и хрестоматийные в прямом смысле слова портреты героев Отечественной войны 1812 года.

Работы Александра Осиповича Орловского, одного из самых известных в России первой трети XIX века рисовальщиков и граверов, первого российского литографа, в свое время пользовались буквально всенародной популярностью. Произведения Орловского, гравюры и литографии с его произведений хранились в столичных аристократических собраниях и в провинциальных усадьбах, их перерисовывали в альбомы и вышивали бисером. Орловский родился в польской семье, но, несмотря на участие в польском восстании 1794 года, попал на службу к великому князю Константину Павловичу. Воинственных эпизодов в жизни художника больше не было — однако Императорская академия художеств присвоила ему звание академика батальной живописи. Тиражи его литографий были огромны, и ему даже были дарованы особые привилегии, ставшие одним из первых примеров защиты авторских прав в России. Вероятно, лучше и точнее всех сказал о самом Орловском и о его творчестве барон Николай Врангель в статье в журнале «Старые годы» за 1908 год: «Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. <…> Его рисунки — целый дневник эпохи романтической и увлекательной».

Просмотры: 3225
Популярные материалы
1
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
4
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
5
Нижний Новгород готов принять «Инновацию» снова
Вручение премии «Инновация» впервые с 2005 года прошло за пределами Москвы и практически совпало с другой сенсацией — объявлением о вхождении ГЦСИ, учредителя премии, в состав ГМИИ им. А.С.Пушкина.
15 июля 2019
6
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
7
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
8
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
9
Римская прямолинейность
Дом Montblanc отмечает 28-е вручение премии выдающимся филантропам современности выпуском новой лимитированной серии ручек «Покровители искусства», посвященной римскому императору Адриану.
15 июля 2019
10
Майкл Фридман: «Мы рассказываем историю»
Посланник бренда Audemars Piguet — о будущем музее, молодых коллекционерах и преемственности традиций.
15 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru