18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первая ретроспектива Оскара Шлеммера в Германии

№30
Материал из газеты

Из-за споров о наследии художника не было ни одной его крупной выставки

По причине длившегося долгие годы юридического спора о наследии Оскара Шлем­мера (1888–1943) не было ни одной большой ретроспективы художника, имя которого прочно связано с историей Баухауса. Лишь теперь, спустя 70 лет после его смерти, когда истек срок авторских прав на его произведения, в Государственной галерее Штутгарта открылась первая за 40 лет в Германии масштабная выставка одной из самых заметных фигур в немецком авангарде.
Геометрически стилизованные под влиянием кубизма изображения человеческих фигур у Шлеммера одновременно напоминающие манекены, как у итальянских художников-метафизиков Джорджо Де Кирико и Карло Карра, узнаются сразу. На выставке около 250 картин, скульптур, рисунков и костюмов по его эскизам, а также неопубликованные архивные материалы. Почти половина экспонатов — из собрания штутгарт­ской Государственной галереи, которой принадлежит самая большая коллекция работ Шлеммера.

Из самых знаковых произведений в экспозиции — Лестница в Баухаусе (1932) из МоМА в Нью-Йорке. Шлеммер написал ее незадолго до того, как нацисты закрыли школу, где он преподавал с 1920 года, сначала возглавив мастерскую изделий из металла, затем скульптуры.

В те же годы к Шлеммеру пришла известность, его работы стали покупать музеи. А в 1930-е, преследуемый нацистами, художник  уже не мог участвовать в выставках, а его работы были включены в выставку Дегенеративное ис­кус­ство, устроенную вла­стями в 1937 году.

В 2000 году, когда Лестница в Бау­хаусе экспонировалась в На­циональной галерее в Берлине, наследники художника наконец получила решение суда о ее задержании в стране. Но это известие, увы, опоздало: картина была уже на пути обратно в Нью-Йорк.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+