18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тернер, Ван Дейк, Каналетто

№29
Материал из газеты

Лондонская неделя старых мастеров — одно из главных событий конца года на арт-рынке. И ими же год открывается — но теперь уже в Нью-Йорке, в последнюю неделю января

Лондонскую неделю с большим отрывом от конкурентов по цене и качеству возглавляет лот Sotheby’s — внушительное (больше метра в длину) полотно Уильяма Тернера Вид на Рим с Авентинского холма. С заросшей садами возвышенности открывается вид на излучину Тибра и тающий в дымке Ватикан. Картину заказал художнику его покровитель — шотландский собиратель Хью Манро. Во время приездов в Вечный город Тернер делал множество натурных этюдов, но над картиной работал в мастерской, завершив ее к 1835 году. С тех пор она лишь однажды сменила владельца, благодаря чему избежала серьезной реставрации, сохранив авторские нюансы цвета и света. После смерти Манро его коллекция со всеми Рафаэлями, Веронезе и прочими пошла с молотка, и работа Тернера попала к будущему премьер-министру Арчибальду Примроузу, как раз женившемуся на богатой наследнице Ханне Ротшильд. Вид на Рим с Авентинского холма на том аукционе 1878 года установил рекорд для художника — £6142. Нынешний рекорд принадлежит пока что второй работе из собрания Манро — картине Современный Рим. Кампо Ваччино, купленной в 2010 году за £29,7 млн Музеем Гетти. Учитывая, что больших полотен Тернера в частных руках осталось меньше десятка, эстимейт в £15–20 млн выглядит скромным, и дело, вероятно, идет к новому рекорду.

Топ-лот Christie’s — портрет кисти Антониса Ван Дейка (£2,5–3,5 млн), изображающий голландского композитора Хендрика Либерти (на род занятий указывает нотный лист в руке), вариант которого хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене. Он написан в Антверпене, после жизни Ван Дейка в Италии и незадолго до переезда в Англию, куда картина отправилась вместе с художником и украсила собрание короля Карла I. Несмотря на одутловатое лицо и непропорциональную левую руку, стиль мастера угадывается. Похоже, он взял за образец знаменитый автопортрет: композиция с колонной, те же кудри и атлас.

Торги старых мастеров почти никогда не обходятся без Каналетто. Метровый холст с площадью Сан-Марко в Венеции выставляет Sotheby’s (£5–7 млн). Работа поменьше с палаццо на Гранд-канале появится у Christie’s (£800 тыс. — £1,2 млн). У Bonhams надо выделить парные портреты Лукаса Кранаха Младшего с коленопреклоненными покровителями художника: принца Иоахима Эрнста фон Ангальта и принцессы Агнесы Гринфин фон Берби. Небольшие по размеру (22 см в высоту), они предназначались для домашнего алтаря и, возможно, были заказаны по случаю свадьбы (£60–80 тыс.).

Главная же находка Christie’s для нью-йоркской недели старых мастеров в январе — собрание ренессансной и барочной скульптуры крупного американского психиатра Питера Гуггенхайма и его партнера Джона Эббота. Предметы из этой коллекции не раз выставлялись в крупнейших музеях по обе стороны океана, включая Метрополитен, Лувр и Королевскую академию художеств в Лондоне. Топ-лоты торгов — бронза нидерландского мастера XVI века Виллема Даниельса ван Тетроде, небольшая скульптура Геркулес Помариус, лучший из четырех существующих экземпляров, и образец северного маньеризма — экорше (анатомическая модель) мужской фигуры (каждый — $1,5–2,5 млн).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+