18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тернер, Ван Дейк, Каналетто

№29
Материал из газеты

Лондонская неделя старых мастеров — одно из главных событий конца года на арт-рынке. И ими же год открывается — но теперь уже в Нью-Йорке, в последнюю неделю января

Лондонскую неделю с большим отрывом от конкурентов по цене и качеству возглавляет лот Sotheby’s — внушительное (больше метра в длину) полотно Уильяма Тернера Вид на Рим с Авентинского холма. С заросшей садами возвышенности открывается вид на излучину Тибра и тающий в дымке Ватикан. Картину заказал художнику его покровитель — шотландский собиратель Хью Манро. Во время приездов в Вечный город Тернер делал множество натурных этюдов, но над картиной работал в мастерской, завершив ее к 1835 году. С тех пор она лишь однажды сменила владельца, благодаря чему избежала серьезной реставрации, сохранив авторские нюансы цвета и света. После смерти Манро его коллекция со всеми Рафаэлями, Веронезе и прочими пошла с молотка, и работа Тернера попала к будущему премьер-министру Арчибальду Примроузу, как раз женившемуся на богатой наследнице Ханне Ротшильд. Вид на Рим с Авентинского холма на том аукционе 1878 года установил рекорд для художника — £6142. Нынешний рекорд принадлежит пока что второй работе из собрания Манро — картине Современный Рим. Кампо Ваччино, купленной в 2010 году за £29,7 млн Музеем Гетти. Учитывая, что больших полотен Тернера в частных руках осталось меньше десятка, эстимейт в £15–20 млн выглядит скромным, и дело, вероятно, идет к новому рекорду.

Топ-лот Christie’s — портрет кисти Антониса Ван Дейка (£2,5–3,5 млн), изображающий голландского композитора Хендрика Либерти (на род занятий указывает нотный лист в руке), вариант которого хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене. Он написан в Антверпене, после жизни Ван Дейка в Италии и незадолго до переезда в Англию, куда картина отправилась вместе с художником и украсила собрание короля Карла I. Несмотря на одутловатое лицо и непропорциональную левую руку, стиль мастера угадывается. Похоже, он взял за образец знаменитый автопортрет: композиция с колонной, те же кудри и атлас.

Торги старых мастеров почти никогда не обходятся без Каналетто. Метровый холст с площадью Сан-Марко в Венеции выставляет Sotheby’s (£5–7 млн). Работа поменьше с палаццо на Гранд-канале появится у Christie’s (£800 тыс. — £1,2 млн). У Bonhams надо выделить парные портреты Лукаса Кранаха Младшего с коленопреклоненными покровителями художника: принца Иоахима Эрнста фон Ангальта и принцессы Агнесы Гринфин фон Берби. Небольшие по размеру (22 см в высоту), они предназначались для домашнего алтаря и, возможно, были заказаны по случаю свадьбы (£60–80 тыс.).

Главная же находка Christie’s для нью-йоркской недели старых мастеров в январе — собрание ренессансной и барочной скульптуры крупного американского психиатра Питера Гуггенхайма и его партнера Джона Эббота. Предметы из этой коллекции не раз выставлялись в крупнейших музеях по обе стороны океана, включая Метрополитен, Лувр и Королевскую академию художеств в Лондоне. Топ-лоты торгов — бронза нидерландского мастера XVI века Виллема Даниельса ван Тетроде, небольшая скульптура Геркулес Помариус, лучший из четырех существующих экземпляров, и образец северного маньеризма — экорше (анатомическая модель) мужской фигуры (каждый — $1,5–2,5 млн).

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+