The Art Newspaper Russia
Поиск

Лидеры ярмарки BRAFA — комикс о Тинтине и искусство русских художников

В Брюсселе в 60-й раз открылась ярмарка старого, нового и современного искусства BRAFA. Как говорит президент ярмарки Харольд т’Кинт де Роденбеке, «выигрышная формула ярмарки не меняется: это качество, разнообразие стилей и периодов и их эклектичное сочетание». Формула не меняется — меняются времена: если десять, даже пять лет назад BRAFA выглядела провинциальной и ни в каком смысле не могла равняться, например, с парижской Биеннале антикваров, то теперь многим галеристам и покупателям стоит задуматься, что предпочесть. Шедевров стоимостью в десятки миллионов тут не найти, однако все представленное искусство во всех разделах очень качественное, очень достойное и интересное и адекватно оцененное. Сейчас, после того как во Франции ввели налоги на богатство, многие коллекционеры и галеристы начали двигаться в сторону Бельгии. Тут крайне нежное по отношению к владельцам искусства законодательство и стариннейшие традиции коллекционирования, которые и ныне формируют внимательное отношение к тем, кто покупает искусство. Наверное, есть и другие причины, но в последние годы ярмарка заметно прибавила в статусе. В прошлом году ее посетило 55 тыс. человек, что не намного меньше числа тех, кто увидел последнюю Биеннале антикваров, шуму вокруг которой было поднято в десять раз больше. Естественным следствием оказалось появление дорогого искусства, но пока что оно не вытесняет более дешевых вариантов.

В нынешнем году в ярмарке принимает участие 126 галерей, из которых бельгийских меньше половины, остальные — из Европы и Великобритании. Тематика и эпохи и правда ничем не ограничены: тут есть африканское искусство и комиксы (два главных специалитета арт-рынка Бельгии), старые мастера и импрессионисты, древнеегипетское искусство и фарфор, ковры, книги, серебро — да все что угодно! Также широк спектр цен, причем в любом разделе. Например, модернизм: маленький пейзаж Мориса Вламинка 1913 года в галерее Lancz продается за €58 тыс., а большой натюрморт Джеймса Энсора во Francis Maere Fine Arts — за €1 млн; в галерее Barbier из Барселоны мобиль Александра Калдера стоит €1,2 млн, живопись Де Кирико — €1,65 млн.

Или «кабинетные редкости»: в галерее Finch цены на старинные черепа, маски якутских шаманов и чучела панголинов викторианской эпохи начинаются с €1,5 тыс.; там же продается резная из кости заводная игрушка начала XIX века — модель гильотины с тельцем Марии-Антуанетты, от которого отваливается голова, за €19,5 тыс., а голова из раскрашенной кожи, поеденная червями и долженствующая символизировать всяческий тлен, сделанная лучшим художником-таксидермистом Гаэтано Джулио Зумбо, перебежавшим со двора Медичи во Флоренции ко двору Людовика XIV в Париже, стоит €200 тыс. Лидером в разделе «искусства племен» (Африки, Океании и доколумбовой Америки) оказался человечек, выбитый на фрагменте медного рельефа из королевского дворца в Бенине: в галерее Didier Claes он продается за €1 млн. Еще дороже — в €2,5 млн (дороже даже мирового рекорда на листы комиксов) — оценена обложка одного из выпусков историй об отчаянном мальчишке Тинтине и его собачке, нарисованная Эрже в 1942 году (ее продает галерея Huberty Breyne). Но с русским искусством по цене на нынешней BRAFA не сравнится ничто. Плюс к обычным здесь работам Сержа Полякова, которые привозят парижские галереи, в этом году появился большой «Цирк в синем небе Парижа» Марка Шагала за €2,6 млн. Самые громкие имена и большие суммы сосредоточены в галерее Kunstberatung из Цюриха, одним из совладельцев которой является Адриан Мельников, глава московской галереи «Академия художеств», не раз украшавшей своими стендами Российский антикварный салон. На стенде галереи представлены полотна Григория Глюкмана, русского художника, жившего во Франции и США и славного своими балеринами с округлыми голыми спинами (самое дорогое полотно предлагается за €700 тыс.). Здесь же работы Николая и Святослава Рерихов, а также ранние пейзажи Василия Кандинского (по €900 тыс.) и его поздний «Красный зигзаг» (€4 млн). Самая же дорогая вещь на стенде и, наверное, на всей брюссельской ярмарке — совсем поздняя, реалистическая картина Казимира Малевича «Зимний пейзаж» 1929 года с березками и синими тенями на снегу, она предлагается за €7 млн.

Материалы по теме
Просмотры: 3805
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
12 новых музеев, куда стоит поехать и пойти
Политические и экономические перипетии не в силах отменить открытие музеев — представляем самые любопытные из тех, что появятся в мире совсем скоро.
22 января 2019
3
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
4
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
5
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
6
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
7
Цветы запоздалые
Почему полотна Клода Моне, посвященные именно кувшинкам и водяным лилиям, оказываются точкой сборки всего творчества художника, прошедшего беспрецедентно длинный путь от натурализма и импрессионизма до полноценной абстракции.
18 января 2019
8
Magnum Photos откроет в «Зарядье» экспериментальную лабораторию
Фотографы легендарного агентства сделают выставку с нуля — от создания экспонатов до развески — на глазах у зрителей
21 января 2019
9
Театр начинается… с музея
В названии альбома «100 + 10», который Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства издал к своей юбилейной выставке в Шереметевском дворце на Фонтанке, скрыта двойная игра цифр.
18 января 2019
10
Выставка «100% Италия. Сто лет шедевров» проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях
Цель большого проекта — реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
22 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru