18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лидеры ярмарки BRAFA — комикс о Тинтине и искусство русских художников

В Брюсселе в 60-й раз открылась ярмарка старого, нового и современного искусства BRAFA. Как говорит президент ярмарки Харольд т’Кинт де Роденбеке, «выигрышная формула ярмарки не меняется: это качество, разнообразие стилей и периодов и их эклектичное сочетание». Формула не меняется — меняются времена: если десять, даже пять лет назад BRAFA выглядела провинциальной и ни в каком смысле не могла равняться, например, с парижской Биеннале антикваров, то теперь многим галеристам и покупателям стоит задуматься, что предпочесть. Шедевров стоимостью в десятки миллионов тут не найти, однако все представленное искусство во всех разделах очень качественное, очень достойное и интересное и адекватно оцененное. Сейчас, после того как во Франции ввели налоги на богатство, многие коллекционеры и галеристы начали двигаться в сторону Бельгии. Тут крайне нежное по отношению к владельцам искусства законодательство и стариннейшие традиции коллекционирования, которые и ныне формируют внимательное отношение к тем, кто покупает искусство. Наверное, есть и другие причины, но в последние годы ярмарка заметно прибавила в статусе. В прошлом году ее посетило 55 тыс. человек, что не намного меньше числа тех, кто увидел последнюю Биеннале антикваров, шуму вокруг которой было поднято в десять раз больше. Естественным следствием оказалось появление дорогого искусства, но пока что оно не вытесняет более дешевых вариантов.

В нынешнем году в ярмарке принимает участие 126 галерей, из которых бельгийских меньше половины, остальные — из Европы и Великобритании. Тематика и эпохи и правда ничем не ограничены: тут есть африканское искусство и комиксы (два главных специалитета арт-рынка Бельгии), старые мастера и импрессионисты, древнеегипетское искусство и фарфор, ковры, книги, серебро — да все что угодно! Также широк спектр цен, причем в любом разделе. Например, модернизм: маленький пейзаж Мориса Вламинка 1913 года в галерее Lancz продается за €58 тыс., а большой натюрморт Джеймса Энсора во Francis Maere Fine Arts — за €1 млн; в галерее Barbier из Барселоны мобиль Александра Калдера стоит €1,2 млн, живопись Де Кирико — €1,65 млн.Или «кабинетные редкости»: в галерее Finch цены на старинные черепа, маски якутских шаманов и чучела панголинов викторианской эпохи начинаются с €1,5 тыс.; там же продается резная из кости заводная игрушка начала XIX века — модель гильотины с тельцем Марии-Антуанетты, от которого отваливается голова, за €19,5 тыс., а голова из раскрашенной кожи, поеденная червями и долженствующая символизировать всяческий тлен, сделанная лучшим художником-таксидермистом Гаэтано Джулио Зумбо, перебежавшим со двора Медичи во Флоренции ко двору Людовика XIV в Париже, стоит €200 тыс. Лидером в разделе «искусства племен» (Африки, Океании и доколумбовой Америки) оказался человечек, выбитый на фрагменте медного рельефа из королевского дворца в Бенине: в галерее Didier Claes он продается за €1 млн. Еще дороже — в €2,5 млн (дороже даже мирового рекорда на листы комиксов) — оценена обложка одного из выпусков историй об отчаянном мальчишке Тинтине и его собачке, нарисованная Эрже в 1942 году (ее продает галерея Huberty Breyne). Но с русским искусством по цене на нынешней BRAFA не сравнится ничто. Плюс к обычным здесь работам Сержа Полякова, которые привозят парижские галереи, в этом году появился большой «Цирк в синем небе Парижа» Марка Шагала за €2,6 млн. Самые громкие имена и большие суммы сосредоточены в галерее Kunstberatung из Цюриха, одним из совладельцев которой является Адриан Мельников, глава московской галереи «Академия художеств», не раз украшавшей своими стендами Российский антикварный салон. На стенде галереи представлены полотна Григория Глюкмана, русского художника, жившего во Франции и США и славного своими балеринами с округлыми голыми спинами (самое дорогое полотно предлагается за €700 тыс.). Здесь же работы Николая и Святослава Рерихов, а также ранние пейзажи Василия Кандинского (по €900 тыс.) и его поздний «Красный зигзаг» (€4 млн). Самая же дорогая вещь на стенде и, наверное, на всей брюссельской ярмарке — совсем поздняя, реалистическая картина Казимира Малевича «Зимний пейзаж» 1929 года с березками и синими тенями на снегу, она предлагается за €7 млн.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+