The Art Newspaper Russia
Поиск

Ортанс Фике, не такая уж плохая жена художника

Поль Сезанн. Мадам Сезанн в красном кресле. Около 1877 года

Поль Сезанн. Мадам Сезанн в красном кресле. Около 1877 года

Ортанс Фике, жена и любимая модель (кроме себя самого) Поля Сезанна, редко оказывалась в поле зрения историков искусства. «До самого последнего времени ее почти полностью игнорировали», — пишет Алекс Данчев в вышедшей в 2012 году монографии Сезанн: жизнь. Хуже того, если ее и вспоминали, то лишь недобрым словом, говорит исследователь, цитируя в своей книге письмо Джона Ревалда, одного из первых биографов Сезанна. Тот отзывался об Ортанс как «о неотесанной и недалекой персоне, которая ничего хорошего не сделала для Сезанна ни при его жизни, ни после, кроме того, что позировала ему». О якобы эгоизме Ортанс всегда ходило много легенд, одна из которых даже гласит, что она так и не появилась у смертного одра мужа, потому что была занята примеркой нового платья. «Я надеюсь, что эта выставка поможет реабилитировать ее», — говорит Дита Эймори, куратор Мадам Сезанн, первой выставки, посвященной образу жены в портретах Сезанна. «Мы не можем недооценивать ее роль в его творчестве и жизни», — продолжает куратор. Хотя бы потому, что Ортанс потратила много времени, позируя для 29 портретов, написанных между 1872 и 1895 годом. «Сезанн работал очень медленно», — поясняет Эймори. На выставке представлены 24 ее портрета, а также наброски к ним из альбомов художника. «Между этими набросками и живописными работами существует тесная связь, — рассказывает куратор. — Рисунки часто делались ночью, когда художник возвращался из мастерской. Они очень неформальные и даже интимные». В живописных же портретах Сезанн создавал совсем иной образ жены. У Ортанс на них совершенно непроницаемое лицо, и нужно время, чтобы проникнуть в характер образа. К тому же они не всегда лестны. «Пришло время вглядеться в них внимательнее. Им есть что рассказать не только об Ортанс, но и о самом художнике», — считает куратор.

Просмотры: 3856
Популярные материалы
1
На фасаде Пушкинского появится фото из «ИзоИзоляции»
Победитель челленджа ГМИИ им. А.С.Пушкина и группы «ИзоИзоляция» в Facebook представил свои вариации на тему «Давида» Микеланджело.
27 мая 2020
2
В Вене открывается Альбертина Модерн
Основой собрания нового музея, который примет первых зрителей 27 мая, стали частные коллекции с работами топовых художников, в числе которых Георг Базелиц, Алекс Кац, Ансельм Кифер, Синди Шерман и многие другие.
25 мая 2020
3
Археологи нашли под Вероной древнеримскую виллу, которую искали несколько десятилетий
Главным открытием стал прекрасно сохранившийся мозаичный пол виллы, построенной в III веке н.э. и скрытой под виноградником.
28 мая 2020
4
Сады в русской живописи
Представляем десять произведений, посвященных живописному цветению и науке садоводства.
27 мая 2020
5
Александр Юликов: «Я согласен, что делаю медитативное искусство»
Классик русского современного искусства недавно получил грант-премию нью-йоркского фонда Barnett and Annalee Newman Foundation. Художник рассказал, что для него значит это признание и как он шел своим путем в абстракции.
26 мая 2020
6
Российские музеи откроются для посетителей не раньше середины июля
При этом сотрудники музеев в регионах с относительно благоприятной эпидемиологической обстановкой смогут приступить к работе в начале июня.
26 мая 2020
7
Дэвид Чипперфилд реновирует Центральный телеграф
Планируется, что работы начнутся в конце 2021 года и завершатся в начале 2024 года.
26 мая 2020
8
Музеи Великобритании сливаются в соцсетях
Во время карантина музеи, галереи и библиотеки Великобритании создают сложную сеть культурных параллелей при помощи хештега #CollectionsUnited.
25 мая 2020
9
Как Метрополитен-музей в пандемию увеличил число подписчиков в соцсетях на 200 тыс.
Мы поговорили с SMM-менеджером музея Клэр Ланье о стратегиях цифрового продвижения в эпоху COVID-19.
28 мая 2020
10
Ева и Франко Маттес: «Интернет-мемы — это новое народное искусство»
Итальянский дуэт, Ева и Франко Маттес, сделавшие интернет своей художественной площадкой еще на заре его развития, рассказывают о том, как бывшие радикальными идеи становятся обыденностью, о компьютерном вирусе «Биеннале» и о выставках-призраках.
25 мая 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru