18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Видеть искусство по-настоящему

№29
Материал из газеты

Сборник эссе о ключевых явлениях культуры ХХ века

Вопреки названию, эта книга  британского арт-критика Джона Берджера содержит тексты не только о фотографии. Здесь есть статьи об архитектуре, группе De Stijl и даже массовых политических демонстрациях. Свое отношение к искусству критик характеризует как «неизменно и открыто политическое», подвергая нападкам кантовскую категорию незаинтересованного суждения вкуса, а бытование искусства рассматривая в контексте «гегемонии правящего класса». Основной призыв Берджера все-таки — видеть искусство по-настоящему. Именно этому мешает фетишизация искусства как собственности, считает он. Мешает видеть в произведениях «свидетельство процесса их создания… видеть их как нечто связанное с действием, а не как законченное достижение». Если вернуться к фотографии, то для каждого снимка, по мнению критика, необходимо воссоздавать присущий ему контекст. «…Контекст из слов, — подчеркивает он, — создать его из других фотографий, создать его, пользуясь его местом в непрерывном тексте, состоящем из фотографий и образов».

Этот подход Берджер переносит на изобразительное искусство в целом, утверждая, что «в современном музее произведение искусства любого периода следует показывать в контексте разнообразных процессов [мировой истории, развития технических средств, биографии автора]». Предлагает отказаться от привычного хронологического принципа и даже выставлять фоторепродукции картин наравне с оригиналами, предвосхищая стратегии современных музеев и кураторов (в статье Историческая функция музея, пророчески написанной аж в 1966 году, до выхода мировых «прогрессивных» кураторов на авансцену).

Рассуждая об «исторической функции» и социальном контексте произведений искусства, Берджер далек от «вульгарного марксизма», простого соотнесения искусства и общественных сил. В статье о Вальтере Беньямине, чьи взгляды во многом созвучны его собственным, он писал, что немецкий философ «хотел, чтобы искусство прошлого реализовывало себя в выборе, который сегодня совершают люди, определяя собственную историческую роль». Это желание можно приписать и самому Берджеру. Увидеть нелинейную связь прошлого и настоящего. Увидеть, как хорошее произведение искусства «переживает свою первоначальную цель». «Но это происходит потому, — добавляет он, — что другую цель удается различить в более поздний пе­риод». 

Берджер Д. Фотография и ее предназначения. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 240 с.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+