The Art Newspaper Russia
Поиск

Негламурный поп-арт, или Как немцы пытались забыть прошлое

Выставка, посвященная немецкому поп-арту, исследует его национальные черты

Криста Диганс. Натюрморт с лягушкой. 1969. Частное собрание
Криста Диганс. Натюрморт с лягушкой. 1969. Частное собрание

О поп-арте, казалось, сказано все. Однако нынешняя выставка во Франкфурте теперь исследует, как это направление, заявившее о себе сначала в Великобритании, а затем в США, было воспринято в Германии, точнее, в ее западной части.

Ее куратора Мартину Вейнхарт по ходу подготовки ждало много сюрпризов. «Я побывала в разных запасниках и обнаружила работы художников, оставшихся в тени звезд вроде Зигмара Польке и Герхарда Рихтера», — говорит она. Благодаря этим неожиданным находкам в выставку включены, к слову, произведения трех художниц: Беттины фон Арним, сегодня забытой, Луди Армбрустер, с которой куратору удалось встретиться в Мюнхене незадолго до кончины и обнаружить в ее мастерской около 40 картин, и живущей в Берлине Кристы Дичганс.

Громче всего поп-арт заявил о себе в Дюссельдорфе, где в октябре 1963 года Конрад Люиг и Герхард Рихтер (как и Польке эмигрировавший из Восточной Германии) организовали в пустом мебельном магазине длившийся две недели групповой перформанс Живя с поп-артом. Демонстрация за капиталистический реализм. Несмотря на экономическое чудо послевоенной Германии, среди молодых художников господствовали протестные настроения. «Земля Рейнланд тогда действительно процветала. В Дюссельдорфе появились художественные школы. Франкфурт был местом, где располагался штаб армии США, так что у немцев была возможность познакомиться и с американской культурой», — рассказывает куратор.

Однако реакция художников на американскую потребительскую культуру (или «кока-кола-колонизацию» в версии ее критиков), когда повсюду открывались торговые моллы, начало вещать коммерческое телевидение и была воздвигнута Берлинская стена, никогда не была прославлением массовой продукции, всего, что «секси» или «гламурно». «Немецкий поп-арт был другим из-за опустошительных для страны последствий Второй мировой войны», — говорит Вейнхарт, отмечая и существовавшую тогда проблему конфликта поколений. «Вы не найдете у немецких попартистов портретов Лиз Тейлор, Мэрилин или Джеки О», — добавляет она. Вместо этого Рихтер, к примеру, пишет мрачный портрет женщины-врача (Портрет доктора Кноблох, 1964). А частое обращение немецкого поп-арта к теме чистящих средств, как в работе Ajax (1966) Томаса Байрле, было своеобразной реакцией на послевоенный культ аккуратности и чистоты — так консервативная часть немцев старшего поколения пыталась замести недавнее нацистское прошлое под ковер. 

Просмотры: 3370
Популярные материалы
1
Ученые поняли, как в Стоунхендж попали громадные валуны
Полсотни камней весом до 30 т каждый в эпоху неолита и раннего бронзового века были перемещены на расстояние 24 км.
05 августа 2020
2
Музеи и галереи в Бейруте пострадали в результате мощного взрыва
Несколько музеев и галерей в столице Ливана сильно повреждены либо полностью разрушены ударной волной и пожаром.
05 августа 2020
3
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
4
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
5
В Тейт представляют забытую на складе серию работ Энди Уорхола
На выставке показывают, как Уорхол включился в борьбу, которая продолжается до сих пор.
05 августа 2020
6
Турист, сломавший ногу скульптуре Кановы, сдался полиции
Итальянский суд может предъявить обвинение вандалу, отломившему пальцы на ноге гипсовой модели скульптуры Полины Бонапарт.
06 августа 2020
7
Германия увеличила бюджет на покупку искусства с €500 тыс. до €3 млн
Правительство планирует приобрести 150 произведений и таким образом помочь художникам и галереям преодолеть экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса.
06 августа 2020
8
Алексей Новоселов: «Занимаясь молодыми художниками, мы имеем дело с самым актуальным искусством»
Комиссар VII Московской международной биеннале молодого искусства, которая стартует 5 сентября, рассказал о подготовке выставки в условиях пандемии и работе с регионами.
05 августа 2020
9
Зачем музеи приглашают селебрити
Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям.
10 августа 2020
10
До самых до окраин
Большая музейная четверка — Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей и Третьяковская галерея — последовательно открывает в российских регионах филиал за филиалом.
06 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru