18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марике ван Вармердам в поисках утраченного времени

№29
Материал из газеты

Видеоарт в Эрмитаже. Показ начали с голландской художницы

Проект «Эрмитаж 20/21» накануне 250-летия музея запускает в залах-трансформерах Главного штаба серию выставок видеоарта. Начали показ в рамках VI Международного фестиваля искусств Дягилев P.S. c Марике ван Вармердам — голландской художницы, которая работает не только с видеокамерой, но и в живописи, скульптуре и инсталляции. В 1995 году она участвовала в 46-й Венецианской биеннале и с тех пор входит в международную обойму художников, которых приглашают в Кассель, Сидней и так далее, а также приобретают престижные музеи, такие как парижский Центр Помпиду и Стеделейк в Амстердаме. Так что Вармердам идеально подходит для показа под эрмитажной крышей. Но есть еще одна особенность: искусство художницы близко Дмитрию Озеркову, куратору выставки, заведующему отделом современного искусства Эрмитажа. Вармердам минималистична, она фиксирует простые ситуации, заставляя зрителя вглядываться в ее видео, когда главным сюжетом становится ощущение времени. Это музейный ответ на поток визуальной информации, который затопил зрителя в обыденной жизни. Выставка Время идет состоит из четырех видео: Ветер; Пара; Свет; Вдали, которые сняты в 2010 году и объединены в сериал Жизнь.

В видео Пара и Вдали камера наблюдает за пожилой парой, медитативно созерцающей пруд. С помощью смены ракурса художница как бы перемещает зрителя в поисках лучшей картинки. Чтобы в итоге он почувствовал: все движения излишни. Во втором видео фокус объектива постепенно смещается с запотевшего окна на персонажей, которые находятся за ним. Процесс «проявления» становится поиском коммуникации, возможно, актом узнавания этих людей.
Ветер гонит осенние листья, пластиковые обертки и «случайно» попавшее в камеру птичье перо. И все это на фоне индустриального пейзажа. Интерпретации за зрителем. В Свете рука Вармердам перебирает пластины жалюзи как струны арфы. Только вместо звука происходит игра с солнечным светом.

Чтобы зритель не испытал фрустрации от неумолимого бега времени, проект дополнен подушками с принтами, показывающими взмах руки, а также 12 большими шерстяными одеялами с изображениями циферблатов. На них время остановилось. Часть рисунков выполнена художницей вместе с пенсионерами в ходе арт-терапевтического эксперимента. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+