18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новый закон за порчу памятника предусматривает штрафы до 60 млн рублей

Федеральный закон № 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)», предусматривающий усиление административной ответственности за нарушения законодательства в области сохранения и использования объектов культурного наследия, был подписан президентом Владимиром Путиным 7 мая. Действовать он начнет в августе и обещает революционные изменения в этой сфере.

Этого закона ждали, как евреи манны небесной, — он один, похоже, сможет спасти российскую старину. Судите сами: сегодня нарушения, касающиеся требований охраны памятников даже федерального значения, наказываются штрафами от 20 тыс. до 30 тыс. руб. А взыскание за те же действия в отношении выявленных объектов культурного наследия — 10–20 тыс. руб. Исключения касаются памятников местного значения в Москве, где штрафы были подняты до 500 тыс. — 1 млн руб. Но в Москве эта сумма точно не остановит инвестора, у которого при застройке участка в центре на кону десятки миллионов в твердой валюте.

Отныне 60 млн руб. — максимальный штраф (в 12 раз выше прежнего), который будет налагаться за уничтожение или повреждение ценного объекта на юридическое лицо (статья 7.14 КоАП) в дополнение к действующей уголовной ответственности для физических лиц (статья 243 УК). Конечно, он тоже не сопоставим с потенциальной выгодой застройщика. Однако $2 млн все же ощутимая потеря. За нарушения требований сохранения, использования и госохраны объектов культурного наследия штрафы ниже, но опять же существенно серьезнее, чем были раньше. Они составляют от 200 тыс. до 5 млн руб., в отношении особо ценных объектов — от 1 млн до 20 млн руб., а для выявленных памятников — от 100 тыс. до 1 млн руб. Кроме того, новый закон исключает дифференциацию ответственности в зависимости от их категории, будь то объекты федерального или регионального уровня.

Но и это еще не все. Впервые вводится ответственность за неисполнение требований по приостановлению земляных, строительных и иных работ в случае, если объект — не признанный памятник, а лишь обладает «признаками объекта культурного наследия» (штрафы для юрлиц — от 200 тыс. до 5 млн руб.). Яркий пример из последних — дом Волконских на Воздвиженке, выведенный в 2000-х из реестра памятников, который, безусловно, таковыми признаками обладает. Причем санкции должны применяться не только к исполнителям, но и к организаторам работ. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности — с двух месяцев до года, что должно сделать бессмысленной обычную практику юридических проволочек.

Наконец, последнее. Помимо штрафа, в качестве возможной санкции предусмотрена дисквалификация должностных лиц. В Мосгорнаследии это называют «потенциально мощным превентивным инструментом». Большого начальника за такую провинность могут лишить права занимать должности на госслужбе, в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров или осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Не навсегда, правда, а на срок от полугода до трех лет. «Закон позволит обеспечить законность и правомерность привлечения правонарушителей к административной ответственности, а также справедливость и соразмерность наказания совершенному правонарушению, его неотвратимость…» — надеется главный инспектор в области государственной охраны объектов культурного наследия Москвы Сергей Мирзоян, принявший самое активное участие в подготовке новых правовых норм. Горожанам остается надеяться вместе с ним. И рассчитывать, что принятие закона не будет компенсироваться необязательностью его исполнения. Как это, увы, часто бывает.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+