18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Итоги-2014. Министры и художники

№29
Материал из газеты

Основы государственной культурной политики вызывают бурную дискуссию, а культурные инициативы столичных властей – большой интерес

Год 2014-й в России был объявлен Годом культуры, в январе Владимир Путин поручил разработать проект основ государственной культурной политики. Проект подготовила рабочая группа во главе с руководителем Администрации президента РФ Сергеем Ивановым. Министерство культуры РФ параллельно подготовило свой вариант проекта. Цель обеих концепций — «возвращение сильной, единой, независимой во всех отношениях России, приверженной собственной, присущей только ей модели общественного развития». «„Основы государственной культурной политики“ закладывают некоторые фундаментальные направления, цели, задачи, принципы, дальше последует в течение следующего года выработка стратегии конкретных действий по их реализации», — рассказал нашей газете советник президента РФ по культуре Владимир Толстой. А вот глава Департамента культуры Москвы, министр правительства Москвы Сергей Капков озаглавил культурный тренд этого года как «живи, работай, созидай». Объясняет он этот лозунг тем, что людей, которые работают на благо культуры, но не имеют отношения к государству, власти очень даже замечают. Стараются прислушиваться и как-то помогать. «„Живи, работай, созидай“, — говорит Капков, — это наша позиция. Чем больше будет людей самостоятельных, активных, рачительно относящихся к государственным средствам, тем лучше будет результат». На организованном Департаментом культуры города Москвы I Московском международном форуме «Культура. Взгляд в будущее» участники обсудили изменения столичной культурной среды в последние годы, а также ее дальнейшее развитие. А обсудить было что: реформы выставочных залов города, библиотек, домов культуры, переосмысление парков, кинотеатров, музеев, городские фестивали. Судя по высокой посещаемости форума, уже сейчас можно сказать, что деятельность департамента вызывает живейший интерес у публики. 


У российского современного искусства хорошие перспективы, ибо ниша этого искусства практически пустует. Есть много хороших художников, есть отличные работы, но нет понятия «современное российское искусство». У него нет характеристик, нет размеров, нет стилей. Групповые выставки российского искусства это показывают. Эту нишу, наверное, должны создавать околохудожественные институции, постоянно определяя и формулируя, что такое российское искусство. Но, пока наши художники будут изобретать велосипеды — то ли из-за плохого образования, то ли из какого-то нарочитого упрямства, — или продолжать копировать работы других художников из Интернета, думая, что никто другой их не знает, оригинального продукта не получится. В России традиционно есть мощная художественная воля, умение выражать пластически самые разные чувства, эмоции, смыслы. «Мир искусства», русский авангард, соцреализм не были уникальными течениями с точки зрения пластической сути стиля, однако художники, их представлявшие, сумели создать свою мощную мифологию, ставшую признанной интернационально. Сейчас есть такая же возможность, но надо постоянно работать, а не тусоваться; искать пластические ходы, а не думать, что на тебя свалится слава; серьезно заниматься выбранной профессиональной деятельностью, а не стремиться поскорее продать получившийся продукт. Мне кажется, побеждают художники, делающие ставку на серьезное всматривание в себя самих, на упорное неприятие готовых приемов и принятых суждений. У российских художников сейчас, как никогда, есть такая возможность. Они могут получать образование в любой интересующей их области благодаря Интернету, имеют на выбор множество материалов и техник, могут освоить самые разные стратегии. Этим и надо заниматься, на мой взгляд. А ссылаться на политику и бояться чьей-то личной неосведомленности не надо. Не надо тратить время на пустые крики — надо работать.

Мои личные планы на 2015 год — продолжать руководить проектом «Эрмитаж 20/21», в котором, будет много очень хороших проектов. Выделю два: «Гласстресс-2015: Готика» на Венецианской биеннале, проект про варварский антиордерный стиль от истории до современности, и Год фотографии в Эрмитаже.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+