18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эль Греко: триумф спустя четыре века

№29
Материал из газеты

400-летие смерти художника отметили выставками практически все ведущие мировые музеи

В Национальной художественной галерее в Вашингтоне, где хранится крупнейшее в США собрание Эль Греко, открылась выставка (до 16 февраля), включающая семь произведений мастера из собственной коллекции и четыре из других музеев Восточного побережья. В свою очередь и в Нью-Йорке две институции тоже внесли свой вклад в чествование мастера. Коллекция Фрика представила выставку Эль Греко и Коллекция Фрика (до 1 февраля), а Метрополитен-музей — Эль Греко в Нью-Йорке с шестью произведениями из собрания Испанского общества Америки.

Самые известные из картин Эль Греко в Вашингтоне — Лаокоон (ок. 1610–1614), одна из последних работ художника, воспроизведенная на обложках каталогов нескольких выставок, и Святой Мартин и нищий (1579–1599) из Толедо, возможно повлиявшая на Рубенса и Пикассо. Среди главных экспонатов в Нью-Йорке — Вид Толедо (ок. 1590–1600) и Портрет кардинала, предположительно Фернандо Ниньо де Гевара (ок. 1600–1604). Последний очень характерен для портретной живописи Эль Греко, вдохновившей Тициана, который, в свою очередь, вдохновил Веласкеса.

Фокус всех этих выставок — вклад США в «историю успеха» Эль Греко. Известно, что именно американские коллекционеры одними из первых в начале ХХ века оценили наследие великого мастера. В отличие от более консервативных европейцев, пополнявших свои музеи голландцами и итальянцами. Триумфальное шествие Эль Греко по музеям мира имеет долгую историю. Первая серия выставок (Эль Греко и Толедо) в Европе и США прошла в 1982–1983 годах. В 2012 году в Дюссельдорфе выставку Эль Греко и модернизм посвятили роли немецких коллекционеров, искусствоведов (Юлиус Майер-Графе) и художников (Макс Бекман, Оскар Кокошка и другие) в оценке масштаба фигуры Эль Греко.

В Дюссельдорфе и Мюнхене Эль Греко выставили впервые в 1912 году, в важный для немецкого авангарда год выставки «Синего всадника» в Мюнхене и открытия галереи «Штурм» в Берлине. Живопись Эль Греко привозили и в другие страны (включая Грецию, где на Крите открылся Центр изучения творчества Эль Греко). Но удивительно, что не было ни одной большой выставки в Италии.

Для координации юбилейных событий в Испании создали структуру «Фонд Эль Греко — 2014». Из четырех испанских выставок две прошли в Мадриде, две — в Толедо на нескольких экспозиционных площадках под общим названием Грек Толедо. В Прадо прошли выставки Библиотека Эль Греко и Эль Греко и маньеризм. Они включали также работы из США, которые теперь экспонируются в Вашингтоне и Нью-Йорке. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+