18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эль Греко: триумф спустя четыре века

№29
Материал из газеты

400-летие смерти художника отметили выставками практически все ведущие мировые музеи

В Национальной художественной галерее в Вашингтоне, где хранится крупнейшее в США собрание Эль Греко, открылась выставка (до 16 февраля), включающая семь произведений мастера из собственной коллекции и четыре из других музеев Восточного побережья. В свою очередь и в Нью-Йорке две институции тоже внесли свой вклад в чествование мастера. Коллекция Фрика представила выставку Эль Греко и Коллекция Фрика (до 1 февраля), а Метрополитен-музей — Эль Греко в Нью-Йорке с шестью произведениями из собрания Испанского общества Америки.

Самые известные из картин Эль Греко в Вашингтоне — Лаокоон (ок. 1610–1614), одна из последних работ художника, воспроизведенная на обложках каталогов нескольких выставок, и Святой Мартин и нищий (1579–1599) из Толедо, возможно повлиявшая на Рубенса и Пикассо. Среди главных экспонатов в Нью-Йорке — Вид Толедо (ок. 1590–1600) и Портрет кардинала, предположительно Фернандо Ниньо де Гевара (ок. 1600–1604). Последний очень характерен для портретной живописи Эль Греко, вдохновившей Тициана, который, в свою очередь, вдохновил Веласкеса.

Фокус всех этих выставок — вклад США в «историю успеха» Эль Греко. Известно, что именно американские коллекционеры одними из первых в начале ХХ века оценили наследие великого мастера. В отличие от более консервативных европейцев, пополнявших свои музеи голландцами и итальянцами. Триумфальное шествие Эль Греко по музеям мира имеет долгую историю. Первая серия выставок (Эль Греко и Толедо) в Европе и США прошла в 1982–1983 годах. В 2012 году в Дюссельдорфе выставку Эль Греко и модернизм посвятили роли немецких коллекционеров, искусствоведов (Юлиус Майер-Графе) и художников (Макс Бекман, Оскар Кокошка и другие) в оценке масштаба фигуры Эль Греко.

В Дюссельдорфе и Мюнхене Эль Греко выставили впервые в 1912 году, в важный для немецкого авангарда год выставки «Синего всадника» в Мюнхене и открытия галереи «Штурм» в Берлине. Живопись Эль Греко привозили и в другие страны (включая Грецию, где на Крите открылся Центр изучения творчества Эль Греко). Но удивительно, что не было ни одной большой выставки в Италии.

Для координации юбилейных событий в Испании создали структуру «Фонд Эль Греко — 2014». Из четырех испанских выставок две прошли в Мадриде, две — в Толедо на нескольких экспозиционных площадках под общим названием Грек Толедо. В Прадо прошли выставки Библиотека Эль Греко и Эль Греко и маньеризм. Они включали также работы из США, которые теперь экспонируются в Вашингтоне и Нью-Йорке. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+