The Art Newspaper Russia
Поиск

Кого везет колесница

Четвертого ноября на Sotheby’s была продана Колесница Альберто Джакометти, самый дорогой лот в истории: эстимейт скульптуры составил $100 млн. Продажу за $101 млн многие сочли превышением оценочной стоимости, однако «цена по молотку» достигла только $90 млн, причем заявка была заочной и единственной. Газета New York Times сразу же объявила и покупателя — финансиста Стивена Коэна. Его пресс-служба отказалась от комментариев, что по правилам арт-рынка означает только одно: угадали.

Сектор скульптурных продаж в глобальном арт-рынке занимает вообще-то незначительное место — всего 8% (данные аукционных продаж на середину 2014 года). Однако с начала 2000-х годов объем продаж скульптуры вырос в 15 раз! Даже кризис 2008–2009 годов не прервал динамику: в феврале 2010 года Шагающий человек I Джакометти установил не только рекорд для скульптуры ($104,3 млн), но и месяц пробыл самым дорогим произведением искусства вообще. На тех же торгах Sotheby’s 4 ноября был установлен новый рекорд для работ Амедео Модильяни — причем рекорд установила именно скульптура (Голова за $70,7 млн), а не живопись; всего же три проданные каменные Головы составляют $126 млн из $830 млн продаж Модильяни, включающих 77 живописных работ. Ну а общая капитализация Джакометти — $1,1 млрд — говорит вроде бы сама за себя. Специалисты в области арт-банкинга поспешили объявить «скульптурный бум» (за точку отсчета была принята продажа в 2005 году Птицы в пространстве Константина Бранкузи за $27,5 млн на Christie’s, на тот момент самой дорогой скульптуры в истории) и переключить внимание клиентов на этот сектор. Летом 2013 года газета Financial Times опубликовала статью Solid Gains and 3D Explosions, где «скульптурный бум» получал подтверждение и обоснование — что примечательно, с указанием галерей и ярмарки TEFAF в качестве главных действующих сил, а не аукционных домов с их ценами, чрезмерно вырастающими в пылу азарта. «Интерес к современному искусству, выведшему на первый план инсталляцию, вернул на первые роли скульптуру, предшественницу инсталляции», — писала газета. То же иными словами: общая тенденция слияния искусства с интерьерным дизайном привела к тому, что стоящий посреди квартиры Модильяни существенно выиграл в сознании у Модильяни, висящего на стене.

А дальше случилось вот что. Джакометти, имея в Топ-10 000 наиболее дорогих произведений искусства свои 127 скульптур, к началу 2012 года в среднем повышался в цене на 11,51% в год, однако в конце 2014 года имеет более чем скромные 0,7%. Почему? А потому же, почему и наибольший прирост в 2012 году — 81,64% — имел Огюст Роден и его 24 скульптуры, а вот 39 проданных скульптур на конец 2014 года понизили индекс Родена до 6,06%. (Для сравнения: живопись старых мастеров имеет годовой прирост на уровне 4,2%, а в общем прибыль арт-рынка балансирует в районе 7%, где старые мастера уравновешивают взрывные продажи, скажем, современного китайского искусства.) То есть случилось кое-что непредвиденное, хотя и спровоцированное специалистами по арт-банкингу и прессой: увидав благоприятную и разрекламированную тенденцию, владельцы повсеместно понесли Джакометти и Родена на торги. Проглотить армию шагающих человечков и сидящих мыслителей рынок оказался не готов — и уронил рейтинги. Топ-работы в секторе скульптуры наверняка продолжат выходить на торги с эстимейтами в районе $50 млн, но только когда покупатели будут заранее подготовленными — как вот в случае с Коэном.

Просмотры: 2095
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
6
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
7
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru