18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Семь чудес цвета. Новогодние рекомендации The Art Newspaper Russia

Под праздники книжные магазины выставляют монбланы больших книг, мерцающих в своей недоступности. И нужно усилие, дабы открыть очередную вощеную обложку, которую сам себе никогда не купишь, разве что в подарок. Редакция The Art Newspaper Russia предлагает не бояться дорогих книг и правильно распорядиться рублевой наличностью в пик кризиса, подарив себе или близким немного праздника. Новый год — лучшее время для покупки книг по искусству, изданий альбомного формата, бессмысленных чудес полиграфического искусства, раз в году, как по волшебству, становящихся осмысленными. И даже нужными.


«Марк Шагал. Эстампы. 1922–1985». Издательство «Вита Нова»

Аккуратный, небольшого формата альбом, совместно изданный витебским Музеем Шагала и фондом «Наследия Иды Шагал». По сути — каталог эстампов из белорусского собрания, по настроению — идеальный сувенир, создающий трогательное праздничное настроение. Основной массив сборника — знаменитые иллюстрации к поэме Николая Гоголя «Мертвые души» и менее известные к Библии — окружены отдельными работами и всяческими редкостями типа рисунков к стихам Поля Элюара «Жаркая жажда жить» или «Сибири» Абрама Суцкевера, одного из самых ярких поэтов, писавших на идиш. Есть здесь репродукции из книг, написанных самим Шагалом и его многочисленными родственниками, а еще — цирковые представления, порхающие любовники и домашний скот, опирающийся на одноэтажный местечковый окоем. Главная сила Шагала — в радости и жизнелюбии, которым художник щедро делится со всеми живущими, поэтому нынешнее издание «Вита Нова» — из тех, что смотрятся под елкой органичной частью праздничного интерьера.


«Мода. Всемирная история». Издательство «МАГМА»

Тяжелый том под 600 страниц устроен как энциклопедия, посвященная истории одежды и аксессуаров. Эволюция мировых трендов уложена в пять разделов, вместивших моду начиная от 500 года до н. э. и заканчивая нынешними веяниями. Ожидаемо: чем ближе к нашему времени, тем главы иллюстрированного справочника объемнее, подробнее. Каждый разворот предлагает очередную главу мировой истории, показанной со стороны тканей и костюмов. Особенности и фасоны Древней Греции и Древнего Рима. Придворные одеяния китайской династии Тан — ну или Могольской империи. Появление японского кимоно. Мода Средних веков, Ренессанса, времен Реставрации, эпохи романтизма. Безучастность классицизма. Обаяние ампира. Костюмы первых американских переселенцев и индейцев доколумбовых цивилизаций. Стальные кринолины XIX века. Декаданс, ар-нуво. Шелковый кафтан Мариано Фортуни и его же дельфосы — псевдоклассические туники, прославленные Сарой Бернар, Айседорой Дункан и неоднократно воспетые Марселем Прустом, писавшим: «Мир состоит из наготы и складок. В этих последних больше любви, чем в лицах…» Возникновение теннисной рубашки «поло», сочиненной Рене Лакоста в 20-х годах ХХ века. Политическая подоплека появления мини-юбки. Семиотика военной формы. «Привлекательная чувственность» золотого периода Голливуда, связанная с индивидуальными стилями Грейс Келли и Элизабет Тейлор. Что ни разворот, то открытие да новые дивные дивы.


Архив «Мурзилки» в трех томах. Издательство TriMag

Журнал, празднующий 90-летие и угодивший в Книгу рекордов Гиннесса как самое старое издание, адресованное детям, предстает отныне в трех монументальных томах альбомного формата, напоминая то ли парфеновское «Намедни» (история ХХ века, показанная через публикации разных лет), то ли альманах «Круглый год», состоящий из стишков, рассказов и картиночек. Непрерывный выход «Мурзилки» превращает этот журнал в зеркало эпохи, точнее, в зеркальные осколки, отражающие специфику многочисленных времен, запечатленных самыми лучшими писателями, поэтами и художниками минувшего века — от классиков детской иллюстрации (Владимир Конашевич, Владимир Лебедев, Алексей Пахомов), конструктивистов и авангардистов до концептуалистов типа Ильи Кабакова или Виктора Пивоварова. Ну и тексты здесь не самых последних людей: Владимира Маяковского, Самуила Маршака, Михаила Пришвина, Виталия Бианки, Николая Заболоцкого, Константина Паустовского — полноценная антология лучших образцов советской детской литературы и даже энциклопедия творческих манер и художественных стилей, постоянно сменяющих друг друга. Дети получают к празднику яркую и увлекательную новинку, их родители — стильный и даже изысканный артефакт, разглядывать который можно до бесконечности.


Леонардо. «Сказки и легенды». Издательство «Астрель»

Совсем уже для детей к Новому году очередной раз красиво и эффектно переиздали сказки, легенды и притчи, извлеченные из рукописей Леонардо. Перевел и пересказал их Александр Махов, а проиллюстрированы они итальянской художницей Адрианой Савиоцци Мацца на основании леонардовских манускриптов, населенных волшебными существами и разговаривающими животными. Здесь, помимо Феникса, Саламандры, Аспида и Сирены, действует, например, Несправедливость — страшное чудовище, срисованное Мацца с картин то ли Карпаччо, то ли Боттичелли, — полуптица, полузверь по прозвищу Василиск. Над головой его гордо реет колючий плавник, скатывающийся горбом по спине и переходящий в длинный хвост. Лапы и крылья у Василиска перепончаты, как у летучей мыши, и ядовитая, как у змеи, слюна. Но главное у Василиска — взгляд, убивающий все живое. Тексты Леонардо похожи на сказки Ханса Кристиана Андерсена и басни Ивана Крылова. Помимо борхесовских невиданных существ, в них действуют простые предметы и не менее простые растения. Бумага и чернила. Снег. Персиковые деревья. Лавр, мирт и груша. Инжир и вяз. Вьюн и ящерица. Характерно, что, в отличие от реально существующей Несправедливости-Василиска, персонажа по имени Справедливость никто не видел. О нем только рассказывает говорящая Сова, пытающаяся поддержать отчаявшихся от лесного беспредела животных.


«Рождественское чудо». Старинные открытки и иллюстрации. Издательство DeLibri

Совсем уже откровенно подарочный вариант — роскошная, с золотым обрезом, весьма дорогая книга, составленная из старинных открыток и почтовых карточек, похожая на гербарий и предназначенная для разглядывания и любования. Ее населяют редкие экземпляры из Российской библиотеки искусств, дореволюционные картиночки царского времени, почтовые отправления из Англии, Франции и Германии. Небольшая вступительная статья, а дальше ретрочудачества с ангелами самых разных сортов и видов и рождественскими свечами всевозможных конфигураций. Ретушированные фотографии. Мелкоскопические гравюры, похожие на дактилоскопические рисунки. Акварели и альбомные почеркушки, трогательные и беззащитные. Некоторые из них обнародованы вместе с поздравительными текстами, превращая сборник, изданный DeLibri, в праздничный письмовник. В комплекте с «Рождественским чудом» предлагаются альбомы, схожие по структуре (также состоящие из почтовых открыток): «О любви» (сердечки и херувимы) и «Хобби джентльмена» (поло, гольф и лошади, спортивные игры, наслаждение искусством, участие в путешествиях и экспедициях). Рекомендуются


«Агата Кристи. Большое путешествие. Вокруг света с королевой детектива». Издательство Corpus

Редкий альбом может похвастать равенством текста и картинок. Секрет «Большого путешествия» в том, что это, скорее, книга альбомного формата, где отрывки из автобиографии королевы детектива, а также ее письма, изданные на плотной мелованной бумаге, проиллюстрированы большим количеством фотографий (Агата Кристи была опытным фотолюбителем) и документами, накопленными во время ее гранд-тура 1922 года. Это сами письма с факсимиле конвертов, меню и программки, афиши и бланки отелей, из которых в издательстве соорудили изящную, постоянно развивающуюся композицию. Волею случая Агата Кристи и ее тогдашний муж попали в официальную делегацию, готовившую Всемирную выставку в Лондоне. Именно это и позволило начинающей писательнице, опубликовавшей только один роман, оставшийся незамеченным (хотя главный герой в нем уже Эркюль Пуаро), отправиться сначала на юг Африки, затем, в поисках артефактов и договоренностей об участии в выставке, посетить Австралию и Новую Зеландию, попасть на Гавайи и в Канаду, чтобы десять месяцев спустя вернуться в родную Англию. На протяжении кругосветки Кристи едва ли не каждый день писала письма маме и трехлетней дочери, создавая уникальную, крайне обстоятельную и обаятельную ретрохронику, погружающую читателя в колониальные реалии давно минувших дней. Писательское мастерство, раскрывшееся в десятках детективных романов, присутствует уже и в «Большом путешествии». Цепкость взгляда, точность характеристик, красота беглых описаний — все это открывает с новой, неожиданной стороны не только Агату Кристи, но и тот окончательно закатившийся мир экзотики, о котором мы мало чего знаем.


Бонус. 640 картин Клода Моне или Ван Гога в календарях издательства Tashen

К каждому Новому году издательство Tashen выпускает перекидные календари — не только на каждый месяц, но и на каждый день. Это один из самых благодарных и благородных подарков, какой только можно придумать: весь будущий год ваш стол украшает изящная книжечка с картинами не стыдных художников (в постоянном репертуаре издательства — Ван Гог, Клод Моне и Хундертвассер). Десять евро не такая уж и большая, даже по сегодняшнему курсу, сумма, вознаграждаемая таким количеством положительных эмоций, что можно рискнуть и заказать календари на сайте издательства или в интернет-магазине (к сожалению, яркие ташеновские сувениры в России не продаются). Другое дело, что Почта России работает непредсказуемо и бандероль может не поспеть к верхушке года, жизнь на которой, впрочем, не заканчивается. Коллекция картин Ван Гога или Клода Моне может стать идеальным приношением к Рождеству, Старому Новому году или тем более ко Дню святого Валентина. И пусть этот подарок немного опоздает на начало 2015-го, зато потом каждый день вторая половина будет с благодарностью вспоминать вас и вашу оригинальную идею поделиться чем-то действительно прекрасным.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+