The Art Newspaper Russia
Поиск

Первые русские торги Ader Nordmann

Старейший в Париже аукционный дом Ader (основан в 1692 году, позже преобразован в Ader Nordmann) открывает — плюс ко всем мыслимым и немыслимым для европейского дома разделам — русский отдел и скоро проведет свой первый специализированный русский аукцион.

Казалось бы, времена для русского искусства не самые лучшие — однако этот старинный французский дом имеет много преимуществ, каких нет у интернациональных гигантов. Во-первых, помимо традиционных живописи, графики, скульптуры, он специализируется на «необычностях» — именно так звучит название раздела, в котором однажды был продан кусок Эйфелевой башни (пролет винтовой лестницы длиной 5 м). Во-вторых, он нередко продает целые коллекции, собранные знатоками, например посвященные Эмилю Галле, или Саша Гитри, или, совсем недавно, рукописи великих женщин. А в-третьих, он имеет такие связи со старыми парижскими семействами аристократов или любителей искусства (еще бы, за три-то века!), что иногда раздобывает нечто совершенно удивительное. Пожалуй, на сюрпризы вроде вновь найденного Айвазовского или Репина надеяться уже не стоит: они исчерпаны, высокие цены на русское искусство как магнитом вытащили их из-под кроватей парижских старушек. Но в области графики, документов, милитарии вполне возможны неожиданности.

Значительную часть коллекции предстоящего аукциона, названного «Искусство и история России», составляет архив (военные фотографии, гравюры, письма, документы) и фамильные ценности семейства Шателен, главным образом капитана I ранга Владимира Андреевича Шателена (1864–1935). Он был флигель-адъютантом великого князя Александра Михайловича и управляющим его делами и сохранил с ним дружеские связи до последних дней. По женской линии Шателены были в родстве с дворянскими родами Зубовых и Суворовых.

Почти каждая вещь на торгах имеет свою историю. Например, ковш с перегородчатыми эмалями был призом великой княжны Ольги Николаевны на офицерских скачках (о чем говорит гравировка на дне; эстимейт €15–20 тыс.). Бриллиантовый шифр с вензелями Николая II и Александры Федоровны и подвешенная к ним большая жемчужина выставлены на продажу потомками французского посла в России Мориса Бомпара, супруга которого была награждена ими за благотворительную деятельность во время русско-японской войны (эстимейт €70–90 тыс. и €10–20 тыс.). Шесть стульев из карельской березы (эстимейт €8–10 тыс.) и тульский самовар братьев Ломовых (эстимейт €1–1,2 тыс.) когда-то принадлежали Рудольфу Нуриеву и были проданы на знаменитой распродаже вещей на Christie’s в 1995 году. Последний владелец заменил обивку на стульях и вернул самовару, переделанному в лампу, первоначальный вид.

А среди произведений живописи и графики особенно интересен совсем недорого оцененный (€600–800) набросок Ильи Репина, сделанный на обороте программки спектакля «Преступление и наказание» Малого театра в 1899 году. На рисунке изображены Павел Орленев в роли Раскольникова и Кондрат Яковлев в роли Порфирия Петровича. Орленев, из-за своего таланта и крайней неуравновешенности, был «на попечении» артистического мира; известно, что Репин интересовался им и даже пробовал писать его живописный портрет.

Всего на торгах представлено более 300 лотов. Аукцион состоится 19 декабря.

Просмотры: 2634
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Герхард Рихтер недоволен фильмом о себе, выдвинутым на «Оскар»
Немецкий художник стал прототипом главного героя ленты «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, американская премьера которой прошла в МоМА.
18 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru