The Art Newspaper Russia
Поиск

Выставка Бэкона в Эрмитаже

Нетрадиционное написание имени художника вызвало немало кулинарных шуток

Нетрадиционное написание имени художника вызвало немало кулинарных шуток

The Art Newspaper Russia поздравляет Эрмитаж с юбилеем и всю неделю будет передавать связанные с этим новости прямо с места событий. В Эрмитаже открылась выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого». На ней полотна Бэкона впервые сопоставлены с произведениями Веласкеса, Рембрандта, Микеланджело.

Выставка Бэкона — крупнейшее событие сезона, картины британского художника привозили в Россию лишь однажды — в Москву в 1988 году. И впервые Бэкон показан в таком контексте. Тринадцать картин предоставлены Центром изобразительных искусств Сейнсбери, коллекция которого это собрание друзей и меценатов художника Лизы и Роберта Сейнсбери; еще несколько полотен приехали из галереи Тейт, из Йеля, из Галереи Хью Лейна в Дублине. Классическое искусство на выставке — из фондов Эрмитажа, начиная от египетского и до постимпрессионистов. Отбором и сопоставлением произведений занимались кураторы Тьери Морель и Елизавета Ренне; выставка проходит при поддержке аукционного дома Christies.

«Эрмитаж обычно не собирает для своих выставок экспонаты из других музеев, — сказал на открытии Михаил Пиотровский, — но это случай особый». В апреле выставку — но в другом составе — должны показать в Центре Сейнсбери; не исключено, что она окажется и в Москве.

Диалог с искусством предшественников действительно был очень важен для Бэкона. Он начал писать маслом, побывав на выставке Пабло Пикассо в Париже в 1928 году. Он восхищался красками Диего Веласкеса, контрастами света и тени у Рембрандта, силой духа Винсента Ван Гога и тем, как тот по памяти «импровизировал» картины великих мастеров. Однако не меньшее значение имели фильмы Сергея Эйзенштейна, газетные и журнальные фотографии, а также источники вроде «очень красивой, раскрашенной вручную книги о заболеваниях полости рта» (Бэкон вспоминал о ней, создавая серию «Кричащих пап»). И все это было не образцами, а именно источниками в стремлении художника передать не как выглядит лицо или тело, а что оно переживает и что должен почувствовать зритель, глядя на него. Кураторы же пошли другим путем, настойчиво сопоставляя «Головы» Бэкона то с Пикассо, то с Матиссом, то со скульптурой Бурделя или древнегреческими бюстами и подчеркивая сходство скрюченных фигур художника с ренессансными контрапостами и «Скорчившимся мальчиком» Микеланджело из собрания Эрмитажа. В итоге фигура Фрэнсиса Бэкона оказалась так плотно вписана в контекст истории искусства последних двух тысячелетий, что возникает вопрос, не тесновато ли ей.

Просмотры: 3690
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru