The Art Newspaper Russia
Поиск

Новейшие технологии Нового Иерусалима

В ноябре в подмосковной Истре открылся крупнейший в Московской области музейно-выставочный комплекс

Здание музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим», проект архитектора Валерия Лукомского
Здание музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим», проект архитектора Валерия Лукомского

В новом здании музея размещены депозитарий, реставрационный центр, научная библиотека, архив и интерактивный лекторий. 7 ноября, накануне официального открытия, музей и Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь посетил Дмитрий Медведев. В ходе визита премьер-министр РФ осмотрел уникальные экспонаты церковного искусства XVII–XIX веков.

В 2008 году по инициативе Дмитрия Медведева, тогда президента РФ, началось возрождение Новоиерусалимского монастыря и восстановление его архитектурного ансамбля. Чтобы полностью передать комплекс Русской православной церкви, было необходимо вывести с его территории Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», разместившийся там после революции 1917 года. В 2009-м Правительство Московской области разработало программу развития музея федерального значения областного подчинения. Проект включал строительство нового здания и создание современных условий для хранения, реставрации, научного изучения и экспонирования музейных коллекций.

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» располагается на земельном участке площадью 4,28 га непосредственно вблизи монастыря (их разделяет 400 м). Требования к строительству в зоне регулируемой застройки объекта культурного наследия, а также близость водохранилища исключали возможность возведения многоэтажного комплекса. Архитектор Валерий Лукомский и его бюро «Сити-Арх» разработали проект в стиле хай-тек, но с учетом тенденций «зеленой архитектуры». Чтобы вписать здание в природный и культурный ландшафт, архитектор предложил форму, напоминающую зеленый холм. Строительство началось в конце 2010 года, а в 2013-м музейные фонды уже были перемещены с территории монастыря. Средства выделялись из областного бюджета, первоначальная стоимость проекта составляла 1,5 млрд руб., на данном этапе было потрачено 1,2 млрд руб. (примерно $26 млн).

Площадь нового здания составляет 28 тыс. м2, из них 10 тыс. м2 — экспозиционные зоны; также там размещены фондохранилище музея «Новый Иерусалим», центр хранения музейных предметов для коллекций государственных музеев Московской области, областной реставрационный центр; есть отдельные помещения для научной библиотеки и архива музея. Проект Валерия Лукомского рассчитан и на активное использование площадей под открытым небом: внутреннего двора, где можно проводить различные мероприятия, и покрытой зеленым газоном скатной кровли, что служит обходной галереей, откуда открывается прекрасный вид на монастырь.

При оснащении музея использовались современные технологии, в том числе возможности мультимедиа, например так называемая «умная стена», на которой одновременно могут работать четыре человека. Она позволяет посетителю еще в фойе музея получить всю информацию о навигации в музее. Важное новшество — огромный по музейным меркам магазин (260 м2) с книгами и сувенирами, организованный по принципу супермаркета. Основная ставка сделана на художественные промыслы Подмосковья, подборка книжных изданий включает художественные альбомы, научно-популярную литературу, посвященную культуре, краеведению, вопросам истории церкви — тому, что концептуально поддерживает фондовый ресурс выставочного комплекса «Новый Иерусалим», а также каталоги и путеводители 12 областных музеев. Вообще инфраструктуре здесь уделено большое внимание: есть кафе, гостиница, детский центр. Важной задачей было обеспечить доступ во все части комплекса людям с ограниченными возможностями. Планируется строительство моста через реку, который соединит музейно-выставочный комплекс и монастырь пешеходным маршрутом длиной около 500 м.

Постоянная экспозиция музея будет состоять из двух основных частей: археологической (посвящена истории и культуре Подмосковья от Средневековья до современности) и художественной галереи. Одна часть уже готова, она представляет выстроенную по хронологии коллекцию русской живописи и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII — начала ХХ века и отдельно советского искусства. В одном из разделов художественной галереи, Особой кладовой, будут демонстрироваться предметы из драгоценных металлов и камней, преимущественно церковная утварь.

В числе первых выставок в новом комплексе — экспозиция, посвященная творчеству художника начала ХХ века Константина Горбатова. Музей располагает самым большим собранием его работ: более 100 живописных и графических произведений, а также архив Горбатова были переданы из ГДР в тогдашний Московский областной краеведческий музей, преемником которого стал новый музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Экспозиция освещает все периоды творчества живописца: ранний, российский, наиболее полно представленный итальянский и самый поздний, берлинский, когда художник не мог выезжать из фашистской Германии.

Подготовлена еще одна выставка, «Дорога к Храму», к 100-летию проекта трамвайной железной дороги, которая должна была связать Москву и город Истру. «Был такой одобренный Николаем II земский проект, в 1914 году, еще до Первой мировой войны, — строить трамвайную железную дорогу. Транспортная проблема тогда уже волновала, но из-за войны все это не осуществилось. Художники, члены Российской академии художеств и ученики Московского академического художественного лицея, прошли весь путь, по которому должна была пролегать магистраль, писали подмосковные виды, исторические памятники», — рассказывает директор музея Наталья Абакумова.

Еще одно важное пространство музейно-выставочного комплекса, оформленный амфитеатром крытый двор. Эта зона под названием «Культурное пространство» предназначена для различных мероприятий: лекций и, возможно, театрализованных представлений. Здесь же выставлены работы современных живописцев, мозаичистов и скульпторов. В основном это произведения на религиозные темы. По словам Натальи Абакумовой, «Иерусалим — это наша тема вечная. Мы  планируем создание экспозиции, посвященной Воскресенскому монастырю».

В планах директора музея — организация инфракструктуры «Русской Палестины», которая свяжет Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, пруды и музейный комплекс. Наталья Абакумова с гордостью отмечает, что им удалось сохранить хорошие отношения с монастырем, покинуть его территорию без скандала (как это порой бывает, когда речь заходит о разделе музейных и церковных активов) и наладить прочные связи с Русской православной церковью. Прямо за стенами монастыря располагается выставочный корпус музея, открытый в 1980-х годах; он остается в ведении МВК «Новый Иерусалим». Там же находится и отдел деревянного зодчества, и экспозиция под открытым небом. Словом, музею и монастырю предстоит тесное соседство и сотрудничество.

Материалы по теме
Просмотры: 5270
Популярные материалы
1
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
2
Брат за брата, меценат против мецената
Монументальный труд «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» призван столетие спустя восстановить справедливость в отношении владельцев знаменитых частных собраний искусства.
15 февраля 2019
3
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
4
Венецианский беглец: Лоренцо Лотто как великий портретист
Даже и сотни лет спустя художники эпохи Возрождения нередко воспринимаются через призму иерархии, существовавшей при их жизни и во многом ее определявшей. Но историки искусства стремятся отдать должное каждому по отдельности.
15 февраля 2019
5
Александр Сокуров сделает проект для Венецианской биеннале по мотивам живописи старых мастеров
Картины из собрания Эрмитажа станут основой для проекта кинорежиссера в павильоне России в Венеции, а его реализацией займутся студенты.
20 февраля 2019
6
«Омовение ног» в истинном свете
Реставрация старообрядческого образа помогла найти под состаренной иконой XX века живопись второй половины XVI столетия.
15 февраля 2019
7
Человек, шагающий по направлению к самому себе
Еще одна биография Альберто Джакометти — вынужденно краткая, но вполне достоверная.
15 февраля 2019
8
Коллекцию Третьяковки пополнили две картины основателя «Группы девяти» Михаила Никонова
По словам директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, пополнение собрания музея сейчас возможно только за счет даров коллекционеров и приобретений благотворителей.
19 февраля 2019
9
В мюнхенской Пинакотеке модернизма вспоминают Баухаус
Столетие Баухауса, отмечаемое во всем мире, дало музею повод показать все свое собрание дизайна.
19 февраля 2019
10
Почти как при Фамусове
В марте Музей современной истории России открывает для публики воссозданные интерьеры бывшего Английского клуба.
20 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru