The Art Newspaper Russia
Поиск

Три лучших лота недели

На этой неделе Татьяна Маркина выбирала самые интересные лоты не на московских торгах, а на аукционах в Стокгольме и Хельсинки, которые традиционно проходят после больших русских торгов в Лондоне. Среди лидеров — роскошное панно Константина Маковского, эскиз Константина Коровина и яичко с видом Царского Cела.


Константин Маковский. «Счастливая Аркадия». Конец XIX в.

Это огромное полотно (2,2´3,6 м) обнаружили в шведском поместье специалист аукционного дома Марк Мори и лондонский консультант аукциона, специалист по русского искусству Иван Самарин. Как рассказал владелец, панно появилось здесь в середине 1930-х годов. Предыдущий хозяин имения, обувной фабрикант из Эребру, получил картину в счет оплаты партии обуви для советской армии. Дважды панно перепродавалось вместе с поместьем. Приглашенная аукционным домом Елена Нестерова, специалист по творчеству Маковского, установила, что это полотно является либо оригиналом, либо авторским повторением одного из огромных панно, сделанных художником в 1886–1889 годах для особняка Сергея фон Дервиза в Петербурге. В начале ХХ века фон Дервиз продал свой петербургский особняк — вместе с панно; новый владелец, финский предприниматель Антон Альфтан, в 1907 году устроил выставку всего комплекса картин, имевшую большой успех. В 1918 году барон Альфтан вернулся на родину в Финляндию, вероятно вместе с картинами, так как в дальнейшем они появляются на аукционах в Европе и США. Панно «Счастливая Аркадия» продавалось на аукционе в Финляндии в 1989 году, а затем перепродавалось в 2007 году на Sotheby’s в Нью-Йорке. Однако это точно не та работа, что висела почти весь прошлый век в Швеции: оба панно практически идентичны по размерам и деталям изображения, но на том, что находилось в шведском поместье, есть подпись, а на том, что продавалось на Sotheby’s, подписи нет. Существует исторический анекдот, опубликованный в журнале «Солнце России»: якобы барон Альфтан уговорил Маковского постфактум поставить подписи на принадлежащих ему панно. Аукционный дом предполагает, что кто-то увидел оригинальное панно «Счастливая Аркадия» для особняка фон Дервиза и был настолько впечатлен, что заказал Маковскому копию. В любом случае качество обеих работ и документально подтвержденная история бытования не позволяют сомневаться в их подлинности. В конце XIX — начале XX века повторить такое большое полотно было возможно только при наличии авторского картона в натуральную величину. До последнего времени картина не воспроизводилась в цвете, так что изготовить столь совершенную копию на основе только черно-белой репродукции в журнале «Нива» не представляется возможным.

Stockholms Auktionsverk, Стокгольм, 3 декабря (13:00), эстимейт €650–780 тыс.


Пасхальное яйцо с видом Царского Села. XIX в.

Самый распространенный в XIX веке пасхальный подарок — фарфоровое яйцо — ныне коллекционная редкость. Уже в середине XVIII века Императорский фарфоровый завод выпускал такие, чаще всего с отверстием, куда продевали ленту, чтобы потом подвесить яйцо под иконы. Сперва фарфоровыми яйцами христосовались члены царской семьи, потом продукция стала более популярной и дешевой, и их начали выпускать не только ИФЗ, но и частные заводы. Нередко яйца расписывались соответствующими случаю религиозными сценами, однако встречались и светские сюжеты, как изображенный на этом яйце вид Камероновой галереи в Царском Селе.

Bukowskis, Стокгольм, 4 декабря (10:00), эстимейт €2,7–3,3 тыс.


Константин Коровин. Эскиз театральной декорации. Начало ХХ в.

Аукционный дом Bukowskis, до кризиса 2008 года очень активно занимавшийся русским искусством, в последние годы слегка сдал позиции, тем не менее регулярно продает живопись и прикладное искусство в своем отделении в Хельсинки и прикладное искусство и иконы в Стокгольме. Выставленный на торги эскиз декорации кисти Константина Коровина наверняка может быть идентифицирован более подробно, но для этого нужно, чтобы его купил русский коллекционер или антиквар. В пользу эскиза — многочисленные наклейки на обороте, от Научно-исследовательского музея Академии художеств и МОССХ до Реставрационных мастерских им. Грабаря.

Bukowskis, Хельсинки, 10 декабря (14:00), эстимейт €33–35 тыс.

Просмотры: 3510
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
3
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
4
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru