The Art Newspaper Russia
Поиск

Три лучших лота недели

На этой неделе Татьяна Маркина выбирала самые интересные лоты не на московских торгах, а на аукционах в Стокгольме и Хельсинки, которые традиционно проходят после больших русских торгов в Лондоне. Среди лидеров — роскошное панно Константина Маковского, эскиз Константина Коровина и яичко с видом Царского Cела.


Константин Маковский. «Счастливая Аркадия». Конец XIX в.

Это огромное полотно (2,2´3,6 м) обнаружили в шведском поместье специалист аукционного дома Марк Мори и лондонский консультант аукциона, специалист по русского искусству Иван Самарин. Как рассказал владелец, панно появилось здесь в середине 1930-х годов. Предыдущий хозяин имения, обувной фабрикант из Эребру, получил картину в счет оплаты партии обуви для советской армии. Дважды панно перепродавалось вместе с поместьем. Приглашенная аукционным домом Елена Нестерова, специалист по творчеству Маковского, установила, что это полотно является либо оригиналом, либо авторским повторением одного из огромных панно, сделанных художником в 1886–1889 годах для особняка Сергея фон Дервиза в Петербурге. В начале ХХ века фон Дервиз продал свой петербургский особняк — вместе с панно; новый владелец, финский предприниматель Антон Альфтан, в 1907 году устроил выставку всего комплекса картин, имевшую большой успех. В 1918 году барон Альфтан вернулся на родину в Финляндию, вероятно вместе с картинами, так как в дальнейшем они появляются на аукционах в Европе и США. Панно «Счастливая Аркадия» продавалось на аукционе в Финляндии в 1989 году, а затем перепродавалось в 2007 году на Sotheby’s в Нью-Йорке. Однако это точно не та работа, что висела почти весь прошлый век в Швеции: оба панно практически идентичны по размерам и деталям изображения, но на том, что находилось в шведском поместье, есть подпись, а на том, что продавалось на Sotheby’s, подписи нет. Существует исторический анекдот, опубликованный в журнале «Солнце России»: якобы барон Альфтан уговорил Маковского постфактум поставить подписи на принадлежащих ему панно. Аукционный дом предполагает, что кто-то увидел оригинальное панно «Счастливая Аркадия» для особняка фон Дервиза и был настолько впечатлен, что заказал Маковскому копию. В любом случае качество обеих работ и документально подтвержденная история бытования не позволяют сомневаться в их подлинности. В конце XIX — начале XX века повторить такое большое полотно было возможно только при наличии авторского картона в натуральную величину. До последнего времени картина не воспроизводилась в цвете, так что изготовить столь совершенную копию на основе только черно-белой репродукции в журнале «Нива» не представляется возможным.

Stockholms Auktionsverk, Стокгольм, 3 декабря (13:00), эстимейт €650–780 тыс.


Пасхальное яйцо с видом Царского Села. XIX в.

Самый распространенный в XIX веке пасхальный подарок — фарфоровое яйцо — ныне коллекционная редкость. Уже в середине XVIII века Императорский фарфоровый завод выпускал такие, чаще всего с отверстием, куда продевали ленту, чтобы потом подвесить яйцо под иконы. Сперва фарфоровыми яйцами христосовались члены царской семьи, потом продукция стала более популярной и дешевой, и их начали выпускать не только ИФЗ, но и частные заводы. Нередко яйца расписывались соответствующими случаю религиозными сценами, однако встречались и светские сюжеты, как изображенный на этом яйце вид Камероновой галереи в Царском Селе.

Bukowskis, Стокгольм, 4 декабря (10:00), эстимейт €2,7–3,3 тыс.


Константин Коровин. Эскиз театральной декорации. Начало ХХ в.

Аукционный дом Bukowskis, до кризиса 2008 года очень активно занимавшийся русским искусством, в последние годы слегка сдал позиции, тем не менее регулярно продает живопись и прикладное искусство в своем отделении в Хельсинки и прикладное искусство и иконы в Стокгольме. Выставленный на торги эскиз декорации кисти Константина Коровина наверняка может быть идентифицирован более подробно, но для этого нужно, чтобы его купил русский коллекционер или антиквар. В пользу эскиза — многочисленные наклейки на обороте, от Научно-исследовательского музея Академии художеств и МОССХ до Реставрационных мастерских им. Грабаря.

Bukowskis, Хельсинки, 10 декабря (14:00), эстимейт €33–35 тыс.

Просмотры: 4911
Популярные материалы
1
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы, и, пока до 20 июля сайт не будет обновляться, предлагаем вспомнить некоторые из наших лучших материалов.
03 июля 2020
2
Ладно ль за морем иль худо?
Третья и четвертая волны художественной эмиграции — сначала из Советского Союза, потом из России — никогда еще не были описаны всесторонне и фундаментально. Попытку это сделать предприняла Зинаида Стародубцева.
03 июля 2020
3
Снова к морю
Роскошные отели сети Baglioni Hotels & Resorts в Пунта-Але предлагают уединенный отдых среди высоких сосен и белых песков на побережье Тосканы.
03 июля 2020
4
Bone, Эльза и Tiffany: полвека вместе
Tiffany & Co. представляет специальную серию легендарных браслетов Еlsa Рeretti Вone Сuff.
03 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru