The Art Newspaper Russia
Поиск

Неделя аукционов русского искусства в Лондоне

Вечерний аукцион Sotheby's собрал £5 млн, из 37 предложенных лотов продано 12. Русский рынок замер: продолжить ли, повинуясь глобальной тенденции, скачку цен или пойти своим путем и сепаратно рухнуть?

Сразу хочется сказать: подбор произведений на вечерних торгах Sotheby's был далеко не самым сильным. Кое-что было не слишком интересным, кое-что — явно переоцененным. Конечно, бывали времена, когда растущий рынок буквально в спину подталкивал покупателей, заставляя их брать все. Сейчас покупатели не в лучшем настроении, многие беспокоятся о судьбе своих бизнесов, тяжелые думы не дают родиться тому радостному драйву, который помогает покупать легко и дорого. И хотя лорд Марк Полтимор, талантливейший аукционист, шутил и когда в зале вдруг притух свет, погрузив все в драматический полумрак («в темноте я на многое способен»), и когда дело дошло до преогромнейшего полотна Маковского («если у вас в доме не хватит для него места, Sotheby's может предложить свой склад»), покупали вяло. 
Самым дорогим лотом стала картина Бориса Кустодиева «Бахчисарай» (£1,3 млн), потом последовала «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой за £698 тыс. Чуть не сотня дневников и альбомов Александра Яковлева с рисунками из его путешествий по Азии и Африке, за которые пару лет назад покупатели, наверное, поубивали бы друг друга, почти без торга ушла за £300 тыс. Очень красивая работа Павла Челищева с женщиной у окна, висевшая на почетном месте за спиной аукциониста, преодолела верхний эстимейт и продана за £362 тыс. 

Отдельно заставляла волноваться судьба трех работ из собрания Международной конфедерации союзов художников, в прошлом сезоне совершившей на рынке буквально революцию полотнами соцреалистов из своей коллекции. Сформировавшийся было тренд на соцреализм увлек и продавцов, и покупателей, и критиков, но теперь всем придется взять себя в руки. Из трех работ продана, безусловно, лучшая — «В пути» Георгия Нисского, за £602 тыс. при эстимейте £500–700 тыс. Картины Виктора Попкова из частной коллекции, участвовавшие в недавнем международном выставочном турне, никто купить даже не пытался. Как и «Вечер в колхозе» Александра Дейнеки 1949 года, оцененный в £1–1,5 млн.

25 ноября Sotheby's продолжит свои русские торги аукционами живописи, старой и современной, и прикладного искусства.

А тем временем... Вместо приема перед своим аукционом Максим Боксер, устроитель выставки и торгов «Метафизическое искусство в России новейшего времени», приглашал желающих на лекции, одну из которых провел куратор и арт-критик Сергей Хачатуров.

Придумывая свой аукцион современного российского искусства, коллекционер и арт-дилер Максим Боксер собирался совмещать в этом проекте культуртрегерскую и коммерческую задачи. Коммерческая решается более-менее по плану: первые торги, которые были посвящены «русскому космизму», прошли летом в рамках прошлой недели лондонских русских торгов. С результатом, который позволил замахнуться на вторые.

Просветительская часть тоже развивается. Конечно, аукционная коллекция не кураторский проект, и вписать ее в рамки одной темы не просто. Что хоть и затруднило задачу Сергею Хачатурову, зато сделало ее решение интереснее и эффектнее. Кстати, метафизикой в русском искусстве никто не занимался, так что текст Сергея к каталогу, а также теоретическая статья искусствоведа Евгения Барабанова к одной старой берлинской выставке получаются единственными размышлениями на эту тему. Итальянская метафизика была очарована магией пространства, текущего сквозь оболочку вещей. Русские художники, близкие метафизическим идеям, воздвигали в пространстве предмет, наблюдали его «осязающим глазом». Поэтому своеобразным эпиграфом к выставке-аукциону выбран рисунок Кузьмы Петрова-Водкина

Основной набор работ предлагалось разделить на три группы. Одна посвящена мастерам неофициального искусства, увлеченным темой таинственной жизни предметов и величием повседневности (это Владимир Яковлев, Игорь Шелковский, Оскар Рабин, Николай Вечтомов). Другая группа — произведения художников поколения 1980–1990-х, тех, кто стремится к пуританской простоте и цельности пластического высказывания (Никита Алексеев, Ирина Затуловская, Юрий Альберт). А третья — метафизика в фотографии, работы Владислава Ефимова и его учеников. И хоть присутствующие (включая автора этих строк) и после лекции все равно вряд ли смогли бы отличить экзистенциализм Джорджо Моранди от богоискательства Владимира Вейсберга, мероприятие явно удалось.

Все упомянутые работы с выставки будут проданы на аукционе 25 ноября, прямо в том зале, где они и висят, — на площадке лондонской галереи «Эрарта». Эстимейты — от £500 до £5 тыс. Рисунок Петрова-Водкина — £15–20 тыс.

Просмотры: 2693
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
9
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru