18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

С фотографической точностью

В Париже прошла одна из самых престижных международных ярмарок фотографии Paris Photo. Она точно отразила высокий спрос на искусство фотографии: покупали всё — и дорогих мэтров, и дешевую молодежь.

Несмотря на высокую, даже по парижским меркам, стоимость билета — €30, в Гран-пале, Большом дворце, был аншлаг. За пять дней организаторы насчитали 59 825 посетителей. На стендах было оживленно вплоть до последнего вечера. Галеристы торговали, а покупатели торговались до самого конца. Ведь если на той же FIAC, у которой Paris Photo приняла эстафету, львиная часть сделок совершается на закрытом предпоказе для коллекционеров, то здесь покупка может случиться в любой момент. Ценители фотографии — публика более разношерстная. Конечно, есть и крупные коллекционеры вроде Франсуа Пино, которые задают тон. И с каждым годом таких становится все больше: американцы, да и европейцы, охотнее потянулись на Paris Photo после ее переезда из подвалов Лувра Carousel de Louvre в просторный и светлый Большой дворец. На повышение престижа работают и кураторы, по долгу службы высматривающие работы для коллекций мировых музеев (Тейт Модерн, MoMA, LACMA и других). Важность их присутствия отмечали все участники Paris Photo. Но, помимо профессионалов, на ярмарке много и простых любителей, покупающих, как здесь говорят, для интерьеров.

В этом году из 250 заявок на участие было отобрано 143. География участников — 35 стран, Россия представлена галереей «Глаз». Силы между фотогалереями и галереями широкого профиля поделились поровну. Более того, около 20 участников Paris Photo практически не разбирали стенды после FIAC. «Никакой тенденции нет. Я не могу выделить ни один из жанров, ни одну из тем. Мы наконец-то пришли к тому, что фотография может и должна быть разной. Наша тенденция — в разнообразии: от анонимных снимков XIX века до концептуальных проектов американца Кристофера Уильямса, не забывая главных действующих лиц XX века в модной и репортажной  фотографии», — сказал в интервью TANR директор Paris Photo Жюльен Фридман. Но все же, в отличие от своей младшей сестры — Paris Photo в Лос-Анджелесе, парижская ярмарка не позволяет себе вмешательства новых технологий и пока держится в строгих, почти что музейных фотографических рамках.

Так, респектабельная галерея Thaddaeus Ropac (Париж — Зальцбург) свое премьерное выступление на Paris Photo отметила большим стендом, полностью посвященным Роберту Мэплторпу. Его ретроспектива в Большом дворце стала одним из самых громких событий  2014 года. Цены на фотографии Патти Смит, Лайзы Лайон и черных мужских тел варьировались от $12 тыс. до $160 тыс. Представители галереи конкретных продаж не называют, однако дают понять, что с тактикой не прогадали. Продавала Мэплторпа и лондонская Hamiltons, как всегда отличившаяся эффектным стендом. За каждый цветок из скандальной серии «Цветы» 1980-х годов просили от $75 тыс. до $300 тыс. Hamiltons привезли в Париж и другую звезду выставочного сезона — пионера модной фотографии Хорста П. Хорста, чья ретроспектива сейчас проходит в Музее Виктории и Альберта. Стартовая цена редких винтажных снимков 1930–1950-х годов — $30 тыс. Самым дорогим фотографом на стенде англичан, а возможно, и на всей Paris Photo, оказался Ирвин Пенн: $1,5 млн за красавицу-жену Лизу Фонсагривс (Woman in Palace, Marrakech, Morocco). Информация о продажах также не разглашается.

Fashion-фотографы в изобилии были представлены и на стенде Gagosian Gallery: Ричард Аведон с портретом Фрэнсиса Бэкона 1979 года, Питер Линдберг с лучшими моделями конца 1980-х — начала 1990-х — Наоми, Линдой, Кристи, Синди. В галерее говорят, что девушки по-прежнему в цене. В какой, правда, не уточняют, но дешевле $20 тыс. (за столько продавали полароидные снимки Бальтюса 1990–2000 годов) у Гагосяна точно нет. По горячим следам, сразу после закрытия ярмарки, о своих успехах поспешила объявить уважаемая нью-йоркская галерея Howard Greenberg: за $500 тыс. ушла Exasperated Boy with Hand Grenade Дианы Арбус, а французским специалистам по современному искусству из галереи Daniel Templon удалось продать за €120 тыс. портрет популярного певца Stromae в исполнении творческого дуэта Пьера и Жиля.

Впрочем, те, кто рассчитывал на бюджет до €10 тыс., тоже не ушли с пустыми руками, и им было из чего выбрать. У галереи Taka Ishii из Токио разобрали Нобуеси Араки: японская эротика на грани с порнографией по €6 тыс. вполне удовлетворила французских коллекционеров. Красными точками — знаками продажи — пестрели работы финско-американского фотографа Арно Рафаэля Минккинена, которого представляла парижская галерея Camera Obscura. Продались и его узнаваемые автопортреты рук-ног (Fosters Pond, 1989, €9,5 тыс.), и чужая натура. За черно-белый портрет обнаженной по пояс девушки с формами Скарлетт Йоханссон (Veronika, 1998, €4,5 тыс.) спорили сразу три покупателя. А со стенда галереи Stephen Daiter из Чикаго, специализирующейся на винтажной европейской и американской фотографии, ушли два экземпляра автора музейного уровня Рея Мецкера (Сouplets, Philadelphia, 1968, €7,8 тыс.).

Московская галерея «Глаз» привезла в Париж классиков: самый дорогой (€45–50 тыс.) — Александр Родченко; Дмитрий Бальтерманц, Александр Слюсарев — дешевле; и современники — Тим Парщиков, Иван Михайлов, Софья Татаринова, Вадим Гущин. Молодежь раскупили, мэтры вернулись домой. На стенде говорят, мол, общая тенденция: современное покупается лучше. Хотя европейские соседи «Глаза» по Paris Photo на продажи Родченко не жаловались. За советских классиков ответ держал Борис Михайлов. Фотограф решил выступить с гражданской позиции и на злобу дня: вместо запланированных автопортретов на стенде галереи Suzanne Tarasieve был представлен проект с Майдана «Театр военных действий. Второй акт. Антракт», ранее его показывали на Manifesta. К быту киевских революционеров посетители отнеслись с любопытством, но помочь материально (в галерее утверждают, что деньги от продажи Михайлов отправит украинским детям) вызвался лишь один немецкий коллекционер.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+