18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Первая в России выставка дадаистов и сюрреалистов

Это первый в России большой проект, посвященный двум тесно связанным между собой движениям, определившим лицо искусства первой половины ХХ века. Дадаизм возник в 1916 году в кафе «Кабаре Вольтер» в Цюрихе в разгар Первой мировой войны как яростный протест собиравшихся там молодых художников и литераторов против буржуазного культурного истеблишмента, допустившего массовую бойню. «Конечно, война должна была кончиться. Но в 1916–1917 годах казалось, что она не закончится никогда. Отсюда отвращение и возмущение, которое распространялось на все формы современной цивилизации: ее базу, логику, язык», — вспоминал основатель дада Тристан Тцара. Дадаисты отказались от традиционных (читай: буржуазных) форм искусства, принесли в музеи массовые изделия вроде писсуара и сушилки для бутылок, объявив их произведениями искусства.

Но, как заметил Вернер Шпис, крупнейший исследователь творчества Макса Эрнста, эпатаж невозможно эксплуатировать слишком долго. На смену дада пришел сюрреализм, оформленный в движение манифестом его лидера Андре Бретона в 1924 году. Новое движение, продолжившее дадаизм (многие дадаисты вошли в него), взяло на вооружение его провокацию и абсурдизм, но было куда более консервативным в средствах (в частности, были реабилитированы живопись и скульптура).

Выставка построена преимущественно на произведениях 1920–1930-х годов, собранных несколькими коллекционерами еврейского происхождения. Деконструктивистское искусство дадаистов оказалось близко людям, пережившим холокост. Они покупали работы в 1940–1950-е годы, когда были еще живы художники и работы их не стоили заоблачно дорого. Начиная с 1951 года эти произведения дарились еврейскому государству, а в 1965 году, после создания Музея Израиля, коллекции перешли туда, продолжая пополняться.

В 1972 году известный итальянский историк искусства, культуролог и коллекционер Артуро Шварц подарил музею 13 реди-мейдов Марселя Дюшана. Это авторские реплики его классических работ, сделанные в 1964 году. Проект куратора эрмитажной выставки Адины Камиен-Каждан сфокусирован не только на показе таких хитов, как Фонтан и Сушилка для бутылок Дюшана, — здесь и «мерцы» (коллажи из обрывков газет и мусора) Курта Швиттерса, и Конструкции из дерева и металла Поля Йоостенса, напоминающие радиорупор на вышке, и картина Бал в Цюрихе Марселя Янко. Жоан Миро представлен картинами Лето и Птица, Ман Рэй — объектом Стол-палитра и ассамбляжем из пластмассовых бусинок Фортуна, Макс Эрнст — ранними картинами Четыре птицы и клетка и Лес. Представлен и Андре Бретон — чернильной зарисовкой нескольких фигур. Выставка выстроена как единая инсталляция, где и звезды, и почти забытые художники теперь на равных. Когда-то Макс Эрнст сказал, что дадаизм — это взрыв. Именно к такому впечатлению стремились и создатели выставки. Кстати, Manifesta 11, которая состоится в 2016 году в Цюрихе, будет посвящена столетию «Кабаре Вольтер».

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+