18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Скелет обезьянки, запах порнографа... и чем еще зарабатывают на Манхэттене

Оригинальные нью-йоркские галеристы обходятся и без оригинального художественного произведения

Так как мир искусства в последнее время все теснее сплетается с рынком предметов роскоши, арт-дилеры решили перенять у торгующих люксовыми товарами коллег кое-какие маркетинговые стратегии и приемы брендинга. Несколько нью-йоркских галерей принялись открывать или расширять торговые залы, подражая модным лейблам, и рядом с работами «от-кутюр» появились полки с дешевой продукцией «прет-а-порте». Нью-йоркский галерист Стивен Кашер, специализирующийся на фотографии, в сентябре открыл магазинчик рядом со своей галереей в Челси. Галереи The Hole и Paul Kasmin, у которых подобные бутики уже были, затеяли их капитальный ремонт. А Ларри Гагосян планирует вскоре открыть суши-бар Kappo Masa. Это кажется вообще никакого отношения не имеющим к изобразительному искусству — но, может быть, Ларри Гагосян просто опять всех опередил.

Художник по цене дизайна

Основательница The Hole, популярной молодой галереи с очень пестрой выставочной программой, Кэти Грейсон признается: «Я все еще не могу cебе позволить купить картину за $10 тыс., но мне знаком этот зуд, необходимость почувствовать себя как-то причастной к художественному миру, приобщиться к нему, будь то картина, постер или футболка». Какую прибыль способен приносить арт-ширпотреб, Грейсон поняла в 2010 году, когда делала первую выставку под крышей галереи Postermat — и $25 тыс. выручки принесла продажа постеров limited edition: несколько штук тиражом 50 экземпляров разлетались по цене $75 за каждый. «Это была мегафигня!» — вспоминает Грейсон. Впрочем, тиражные техники далеко не единственный способ добывать товар, подходящий для такой торговли. Kasher/Potamkin, недавно возникшее совместное предприятие галериста Кашера и хозяйки дизайнерского салона Энди Потамкин, вообще не заморачивается тривиальностями и рутиной вроде репродукций и переизданий, вместо этого продавая просто все — от ювелирных изделий и манекенов до скелетов животных. «То, что мы выставляем, — это прежде всего самоценные, единичные вещи, многие из которых уникальны», — пытается растолковать их идею Кашер. И наоборот, в PK Shop, принадлежащем галерее Paul Kasmin, предлагают только тиражные вещи; магазин открылся в 2011 году, а сейчас переезжает под бок материнской галереи, на 10-ю авеню. Рабо- тать это может, например, так: на последней выставке в Paul Kasmin художницы Нир Ход посетителям предлагалось приобрести за $25 ее дизайнерскую свечку — ну или живопись из ее новой серии, по $175 тыс. за картину. В планах магазина — ориентироваться на «начинающих коллекционеров и любителей искусства и дизайна — в общем, на новую публику, только-только входящую в арт-мир», говорит менеджер PK Shop Полина Берлин.

А кто первым начал делать из авторов еще и производителей своей рекламной продукции, промоподарков? Ларри Гагосян. Это в Gagosian Gallery в 2009 году появился магазин, где торговали всякими рисуночками, вазочками Джеффа Кунса и альбомчиками по искусству. А поглядев на Гагосяна, и другие крупные дилеры последовали его примеру, открыв собственные лавки: Thaddaeus Ropac с филиалами в Париже и Вене и David Zwirner в Нью-Йорке.

На любителя

«Все эти супер-пупер-галереи на самом деле умеют только продавать одному-единственному и очень специфическому клиенту — коллекционеру, каких 1%», — говорит Пол Аутло, художник, пытающийся иронизировать по поводу происходящего: со своей подругой и сподвижницей Джен Картон он из двухэтажного туристического автобуса сделал передвижную лавку арт-сувениров в Челси. Особенной популярностью пользуются детские ползунки в стиле Кунса. «Мы как бы несем искусство в массы, знакомя с ним как приезжих, так и местных ценителей прекрасного. Это гигантский неосвоенный рынок», — а вот сейчас кажется, что Аутло кого-то передразнивает.

По сути все началось в 1990-х, когда частные галереи стали печатать собственные выставочные каталоги, что раньше было прерогативой исключительно музеев, как и сувенирные магазины. «Когда галереи начали выпускать каталоги, многие тоже были возмущены: как же так, дилеры нанимают критиков, чтобы внушать публике мысль о якобы музейном качестве своих выставок!» — вспоминает арт-консультант Андраш Санто. Теперь каталогами не удивишь — пошли дальше. «Есть что-то неизъяснимо притягательное, особенно когда на рынке гремят заоблачные цены, а тебе вдруг предлагают… что угодно, зато по цене, на которую, как ты с удовлетворением констатируешь, ты можешь решиться, даже запросто», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+