Скелет обезьянки, запах порнографа... и чем еще зарабатывают на Манхэттене

Оригинальные нью-йоркские галеристы обходятся и без оригинального художественного произведения

Парфюм режиссера Брюса Ла Брюса Непристойность; позолоченный скелет яванской обезьянки в птичьей клетке Джона Брида
Парфюм режиссера Брюса Ла Брюса Непристойность; позолоченный скелет яванской обезьянки в птичьей клетке Джона Брида

Так как мир искусства в последнее время все теснее сплетается с рынком предметов роскоши, арт-дилеры решили перенять у торгующих люксовыми товарами коллег кое-какие маркетинговые стратегии и приемы брендинга. Несколько нью-йоркских галерей принялись открывать или расширять торговые залы, подражая модным лейблам, и рядом с работами «от-кутюр» появились полки с дешевой продукцией «прет-а-порте». Нью-йоркский галерист Стивен Кашер, специализирующийся на фотографии, в сентябре открыл магазинчик рядом со своей галереей в Челси. Галереи The Hole и Paul Kasmin, у которых подобные бутики уже были, затеяли их капитальный ремонт. А Ларри Гагосян планирует вскоре открыть суши-бар Kappo Masa. Это кажется вообще никакого отношения не имеющим к изобразительному искусству — но, может быть, Ларри Гагосян просто опять всех опередил.

Художник по цене дизайна

Основательница The Hole, популярной молодой галереи с очень пестрой выставочной программой, Кэти Грейсон признается: «Я все еще не могу cебе позволить купить картину за $10 тыс., но мне знаком этот зуд, необходимость почувствовать себя как-то причастной к художественному миру, приобщиться к нему, будь то картина, постер или футболка». Какую прибыль способен приносить арт-ширпотреб, Грейсон поняла в 2010 году, когда делала первую выставку под крышей галереи Postermat — и $25 тыс. выручки принесла продажа постеров limited edition: несколько штук тиражом 50 экземпляров разлетались по цене $75 за каждый. «Это была мегафигня!» — вспоминает Грейсон. Впрочем, тиражные техники далеко не единственный способ добывать товар, подходящий для такой торговли. Kasher/Potamkin, недавно возникшее совместное предприятие галериста Кашера и хозяйки дизайнерского салона Энди Потамкин, вообще не заморачивается тривиальностями и рутиной вроде репродукций и переизданий, вместо этого продавая просто все — от ювелирных изделий и манекенов до скелетов животных. «То, что мы выставляем, — это прежде всего самоценные, единичные вещи, многие из которых уникальны», — пытается растолковать их идею Кашер. И наоборот, в PK Shop, принадлежащем галерее Paul Kasmin, предлагают только тиражные вещи; магазин открылся в 2011 году, а сейчас переезжает под бок материнской галереи, на 10-ю авеню. Рабо- тать это может, например, так: на последней выставке в Paul Kasmin художницы Нир Ход посетителям предлагалось приобрести за $25 ее дизайнерскую свечку — ну или живопись из ее новой серии, по $175 тыс. за картину. В планах магазина — ориентироваться на «начинающих коллекционеров и любителей искусства и дизайна — в общем, на новую публику, только-только входящую в арт-мир», говорит менеджер PK Shop Полина Берлин.

А кто первым начал делать из авторов еще и производителей своей рекламной продукции, промоподарков? Ларри Гагосян. Это в Gagosian Gallery в 2009 году появился магазин, где торговали всякими рисуночками, вазочками Джеффа Кунса и альбомчиками по искусству. А поглядев на Гагосяна, и другие крупные дилеры последовали его примеру, открыв собственные лавки: Thaddaeus Ropac с филиалами в Париже и Вене и David Zwirner в Нью-Йорке.

На любителя

«Все эти супер-пупер-галереи на самом деле умеют только продавать одному-единственному и очень специфическому клиенту — коллекционеру, каких 1%», — говорит Пол Аутло, художник, пытающийся иронизировать по поводу происходящего: со своей подругой и сподвижницей Джен Картон он из двухэтажного туристического автобуса сделал передвижную лавку арт-сувениров в Челси. Особенной популярностью пользуются детские ползунки в стиле Кунса. «Мы как бы несем искусство в массы, знакомя с ним как приезжих, так и местных ценителей прекрасного. Это гигантский неосвоенный рынок», — а вот сейчас кажется, что Аутло кого-то передразнивает.

По сути все началось в 1990-х, когда частные галереи стали печатать собственные выставочные каталоги, что раньше было прерогативой исключительно музеев, как и сувенирные магазины. «Когда галереи начали выпускать каталоги, многие тоже были возмущены: как же так, дилеры нанимают критиков, чтобы внушать публике мысль о якобы музейном качестве своих выставок!» — вспоминает арт-консультант Андраш Санто. Теперь каталогами не удивишь — пошли дальше. «Есть что-то неизъяснимо притягательное, особенно когда на рынке гремят заоблачные цены, а тебе вдруг предлагают… что угодно, зато по цене, на которую, как ты с удовлетворением констатируешь, ты можешь решиться, даже запросто», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+