18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Турецкие музеи отказались предоставлять работы на крупную выставку в Метрополитен

№28
Материал из газеты

После жарких дискуссий с Анкарой американский музей решил не запрашивать произведения сельджукского периода

Метрополитен-музей организует важную выставку искусства сельджуков, чья средневековая исламская империя переместилась из Средней Азии на большую часть современной Анатолии, — и на ней, как выяснила наша газета, совсем не будет экспонатов из Турции. Эксперты опасаются, что на выставку в Нью-Йорк не приедут также произведения из собраний Ирана и России. Нью-йоркский музей может, без сомнения, организовать выставку на базе материалов европейских и американских коллекций, но и он, и Турция могут при этом упустить немало перспективных возможностей.

За последние пять лет Турция подала ряд исков о реституции тех произведений искусства, которые она расценивает как «похищенные»; ныне они находятся в коллекциях музеев Великобритании, других стран Европы и США. Несмотря на изменения в руководстве Министерством культуры Турции и музеев страны, Метрополитен, похоже, не стал делать официальный запрос на предоставление экспонатов после первых же острых дискуссий с Анкарой. Позиция Турции может теперь стать более примирительной. В заявлении Министерства культуры страны сообщается, что оно «открыто для переговоров» с Метрополитенмузеем, и отмечается, что проблема была «неудобна для обеих сторон». Музей отказался отвечать на вопросы о выставке или состоянии турецких претензий о реституции. Как говорят ученые, период империи сельджуков с середины XI до начала XIV века знаменовался взаимодействием и смешением арабского, персидского и турецкого искусства. В отсутствие экспонатов из Турции и при маловероятном наличии иранских произведений, если только не произойдет внезапного улучшения отношений между Вашингтоном и Тегераном, музей должен будет полагаться на крупные заимствования в британских и других европейских институциях.

Альтернативные источники

После различных задержек выставка теперь намечена на начало 2016 года. Среди музеев, к которым обращались с просьбой предоставить экспонаты из их исламских коллекций, — различные европейские институции, от Британского музея до копенгагенской Коллекции Давида. Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Берлинский музей исламского искусства также могли бы стать очевидными
источниками экспонатов.

«Метрополитен-музей сможет найти сельджукский или румийский материал в других коллекциях, но это уже более сложная работа, и возможны пробелы», — объясняет Кьелд фон Фользак, директор Коллекции Давида. «Это очень болезненная проблема. Я могу понять положение турок и их запрос. Но многие из этих вещей находятся в нынешних коллекциях в течение очень долгого времени. С учетом того, каков мир сегодня, мы могли бы быть довольны, что не все оказалось в Северном Ираке или Сирии», — говорит он.

В 2011 году делегация во главе с Муратом Суслу, тогда генеральным директором по вопросам культурного наследия Турции и музеев, отправилась в Нью-Йорк с требованием предоставить информацию о 18 экспонатах из коллекции Метрополитен-музея. Как сообщалось, требования Суслу поразили руководящий персонал.

Суслу больше не занимает тот пост. Прежний министр культуры Эртугрул Гюнай, который настойчиво и с некоторыми заметными успехами начал возбуждать иски о реституции артефактов из западных музеев, был позже заменен Омером Селиком.

Говорят, эти споры не отвечают интересам ни западных музеев, ни турецкого правительства, озабоченного своим османским и исламским наследием. Одно посвященное лицо в Стамбуле назвало эмбарго на предоставление экспонатов из музеев «непоправимой потерей, так как они могли бы представить свое государство, его историю и культуру» в одном из самых престижных в мире мест проведения выставок. Один британский ученый заметил по поводу споров о реституции: «Это действительно очень печально. Я не понимаю, почему часть их нельзя разрешить». Можно вспомнить, как в 2005 году Королевская академия художеств организовала в Лондоне выставку Турки. Путешествие длиной в тысячу лет, на которой было представлено множество турецких экспонатов из стамбульского дворца Топкапы и других музеев.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+