18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Турецкие музеи отказались предоставлять работы на крупную выставку в Метрополитен

№28
Материал из газеты

После жарких дискуссий с Анкарой американский музей решил не запрашивать произведения сельджукского периода

Метрополитен-музей организует важную выставку искусства сельджуков, чья средневековая исламская империя переместилась из Средней Азии на большую часть современной Анатолии, — и на ней, как выяснила наша газета, совсем не будет экспонатов из Турции. Эксперты опасаются, что на выставку в Нью-Йорк не приедут также произведения из собраний Ирана и России. Нью-йоркский музей может, без сомнения, организовать выставку на базе материалов европейских и американских коллекций, но и он, и Турция могут при этом упустить немало перспективных возможностей.

За последние пять лет Турция подала ряд исков о реституции тех произведений искусства, которые она расценивает как «похищенные»; ныне они находятся в коллекциях музеев Великобритании, других стран Европы и США. Несмотря на изменения в руководстве Министерством культуры Турции и музеев страны, Метрополитен, похоже, не стал делать официальный запрос на предоставление экспонатов после первых же острых дискуссий с Анкарой. Позиция Турции может теперь стать более примирительной. В заявлении Министерства культуры страны сообщается, что оно «открыто для переговоров» с Метрополитенмузеем, и отмечается, что проблема была «неудобна для обеих сторон». Музей отказался отвечать на вопросы о выставке или состоянии турецких претензий о реституции. Как говорят ученые, период империи сельджуков с середины XI до начала XIV века знаменовался взаимодействием и смешением арабского, персидского и турецкого искусства. В отсутствие экспонатов из Турции и при маловероятном наличии иранских произведений, если только не произойдет внезапного улучшения отношений между Вашингтоном и Тегераном, музей должен будет полагаться на крупные заимствования в британских и других европейских институциях.

Альтернативные источники

После различных задержек выставка теперь намечена на начало 2016 года. Среди музеев, к которым обращались с просьбой предоставить экспонаты из их исламских коллекций, — различные европейские институции, от Британского музея до копенгагенской Коллекции Давида. Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Берлинский музей исламского искусства также могли бы стать очевидными
источниками экспонатов.

«Метрополитен-музей сможет найти сельджукский или румийский материал в других коллекциях, но это уже более сложная работа, и возможны пробелы», — объясняет Кьелд фон Фользак, директор Коллекции Давида. «Это очень болезненная проблема. Я могу понять положение турок и их запрос. Но многие из этих вещей находятся в нынешних коллекциях в течение очень долгого времени. С учетом того, каков мир сегодня, мы могли бы быть довольны, что не все оказалось в Северном Ираке или Сирии», — говорит он.

В 2011 году делегация во главе с Муратом Суслу, тогда генеральным директором по вопросам культурного наследия Турции и музеев, отправилась в Нью-Йорк с требованием предоставить информацию о 18 экспонатах из коллекции Метрополитен-музея. Как сообщалось, требования Суслу поразили руководящий персонал.

Суслу больше не занимает тот пост. Прежний министр культуры Эртугрул Гюнай, который настойчиво и с некоторыми заметными успехами начал возбуждать иски о реституции артефактов из западных музеев, был позже заменен Омером Селиком.

Говорят, эти споры не отвечают интересам ни западных музеев, ни турецкого правительства, озабоченного своим османским и исламским наследием. Одно посвященное лицо в Стамбуле назвало эмбарго на предоставление экспонатов из музеев «непоправимой потерей, так как они могли бы представить свое государство, его историю и культуру» в одном из самых престижных в мире мест проведения выставок. Один британский ученый заметил по поводу споров о реституции: «Это действительно очень печально. Я не понимаю, почему часть их нельзя разрешить». Можно вспомнить, как в 2005 году Королевская академия художеств организовала в Лондоне выставку Турки. Путешествие длиной в тысячу лет, на которой было представлено множество турецких экспонатов из стамбульского дворца Топкапы и других музеев.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+