18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рождение абстракционизма: как это было

© STIFTUNG JOHN NEUMEIER
© STIFTUNG JOHN NEUMEIER

Выставка в нью-йоркском Музее современного искусства рассказывает о том, как создавалось беспредметное направление, совершившее самую радикальную революцию в искусстве после эпохи Возрождения. Причем впервые покажут, как все происходило, не на примере привычных хрестоматийных шедевров, а с привлечением работ из частных коллекций и новых фактов, доказывающих, что 100 лет назад у художников уже была своя «социальная сеть».

Куратор отделов живописи и скульптуры нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) Лия Дикерман не без основания считает высобытий года. Обширнейшая экспозиция включает более 400 произведений: живопись, скульптуру, графику, фильмы, фотографии, а также печатные издания указанного периода, который, по ее мнению, был столь же судьбоносным для смены культурных кодов в искусстве, как и эпоха Возрождения. «Абстракция могла возникнуть уже в 1910 году, — рассказывает она. — Пикассо приблизился к беспредметности вплотную, но не решился переступить границу, посчитав такой шаг опасным. В это же время Кандинский заложил теоретическую базу абстракции, но не реализовал ее на практике. И только в 1912 году шлюзы прорвало, и начался настоящий потоп». Словно сговорившись, художники из разных стран переступили наконец эту черту. Франсис Пикабиа, один из пионеров направления, утверждал, что именно он «придумал» абстракцию, путешествуя с Клодом Дебюсси и Гийомом Аполлинером по Франции в 1913 году. Однако Дикерман полагает, что на самом деле концепция абстрактного искусства была подготовлена несколькими художникамиTANR № 08–09, с. 14). Первопроходцами здесь были, помимо Франсиса Пикабиа (его работа Источник (1912) представлена в экспозиции), в первую очередь Василий Кандинский (его Композиция № 5 (1911) из частной нью-йоркской коллекции стала украшением выставки), Франтишек Купка, Робер и Соня Делоне (их знаковые вещи тоже фигурируют в экспозиции). И далее по списку — хрестоматийные для абстракции имена Казимира Малевича, Марселя Дюшана, Пита Мондриана. Большая часть работ — из собрания МоМА, остальные, за редким исключением (несколько вещей из европейских музеев), предоставлены частными коллекционерами. Как и полагается выставке такого размаха, она интерактивная: звучит любовная лирика Аполлинера, саундпоэзия дадаистов, демонстрируются кадры из фильмов 1910–1920-х, где запечатлена хореография новаторов танца Рудольфа фон Лабана и Мэри Уигмен. Объявлена и концертная программа: 26 февраля прозвучит музы-ка Клода Дебюсси и Стива Райха, а 4 марта — Арнольда Шёнберга.

Самое читаемое:
1
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
2
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
3
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
7
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Триста предметов из собрания Эрмитажа, музея-заповедника «Царское Село» и Государственного архива РФ посвящены безмятежной жизни детей императора в годы, когда еще ничто не предвещало екатеринбургской трагедии
22.05.2023
Эрмитаж показывает реликвии, связанные с детьми Николая II
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+