18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Началась эпоха Возрождения? Рисунок Рафаэля продан по рекордной цене, сравнимой с ценами на модернистов

COURTESY SOTHEBY'S
COURTESY SOTHEBY'S

Пятого декабря 2012 года в Лондоне, на торгах британской живописи и старых мастеров аукционного дома Sоtheby’s за £29,7 млн был продан рисунок Голова апостола, созданный великим мастером Возрождения Рафаэлем Санти в 1520 году. Битва за работу размером 28 х 38 см продолжалась 17 минут, в ней участвовало четыре покупателя. Окончательная цена превысила нижнюю планку первоначальной оценки в £10–15 млн почти в три раза. По словам эксперта Грегори Рубинстейна, который готовил эту продажу, «несмотря на то, что уже был прецедент продажи рисунка Рафаэля за цену, близкую к нашему рекорду, мы не могли позволить себе установить высокий эстимейт. Ведь самыми дорогими рисунками на рынке были работы Микеланджело и Леонардо да Винчи, цена на которые не превышала £8 млн». По мнению информационного агентства Associated Press и французской газеты Figaro, покупателем этого рисунка, возможно, стал коллекционер из России. «Редчайший экземпляр фантастического рисунка великого мастера — при таких данных рекорд был неизбежен и закономерен», — комментирует новую, самую высокую в мире цену на произведения на бумаге Эрве Аарон, президент Салона рисунка и один из законодателей мирового рынка произведений графики.

Голова апостола — это рисунок углем; он входит в группу из 17 известных эскизов к работе Рафаэля Преображение. Эту картину заказал мастеру кардинал Джулио Медичи, изначально она предназначалась для собора в Нарбонне. Художник приступил к работе в 1518 году, а прервалась она незадолго до его смерти 6 апреля 1520-го. Сегодня картина находится в Пинакотеке Ватикана. Девять эскизов, среди которых фигурировала и Голова апостола, были показаны на недавней выставке, посвященной позднему периоду творчества Рафаэля, в музее Прадо, а затем в Лувре. Основоположнику истории искусства Джорджо Вазари принадлежат такие слова о картине: «Рафаэль написал в этой вещи фигуры и головы, которые, не говоря об их исключительной красоте, настолько необычны, разнообразны и прекрасны, что, согласно единодушному мнению художников, это самое прославленное, самое прекрасное и самое божественное произведение из всех, когда-либо им созданных. Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение… (…) И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть».

До того как попасть на торги, этот рисунок с начала XVIII века хранился в собрании герцогов Девонширских в поместье Чатсуорт, которое славится одной из самых крупных частных коллекций работ Рафаэля (здесь хранится не менее 14 работ мастера). Это третье по значимости собрание в Британии после Британского музея и Музея Ашмола в Оксфорде. А среди частных коллекций превосходит собрание герцогов Девонширских лишь собрание самой королевы. Коллекция начала складываться в конце  XVII столетия и пополнялась на протяжении почти трех веков. Только произведений графического искусства в ней насчитывается более 3 тыс.

Герцоги Девонширские не в первый раз расстаются с шедеврами подобного уровня. Огромный дворец требует серьезных финансовых вложений для его содержания. В 1984 году семья уже была вынуждена выставить на торги часть своей коллекции. По мнению антикварного сообщества, эти торги вошли в историю. На продажу тогда был выставлен 71 лот — исключительно рисунки музейного уровня. Пять из них были проданы более чем за £1 млн, что потрясло тогдашний арт-рынок и вывело искусство графики на совершенно иной ценовой уровень. До 1984 года рекордная стоимость произведения на бумаге составляла всего £700 тыс. На тех исторических торгах тоже был выставлен рисунок Рафаэля, и тоже Голова апостола, весьма напоминающая ту, что продали в декабре 2012 года на Sotheby’s. В 1984 году он был продан за £3,6 млн, установив на тот момент мировой рекорд. В 1996 году новые владельцы решили расстаться с рисунком и вновь выставили его на продажу, и он опять вышел в лидеры, будучи продан за £5,3 млн.

До нынешнего рекорда самым дорогим рисунком в мире также было произведение Рафаэля — Голова музы. Ее продали в Лондоне на торгах аукционного дома Christie’s в декабре 2009 года. Работа обладала великолепным провенансом: рисунок успел побывать в коллекции королевского дома Нидерландов и войти в собрание знаменитой галереи Колнаги. Эксперты, как и в этот раз, оценили ее весьма скромно (работа продавалась в разгар экономического кризиса) — в £12–16 млн, а продана она была за £29,2 млн.

Долгое время имя покупателя рисунка Голова музы оставалось неизвестным, однако впоследствии появилось предположение, что счастливым обладателем шедевра стал американский миллиардер Леон Блэк. Его коллекция оценивается в $750 млн и уже считается выдающейся. В нее входят уникальные творения Винсента Ван Гога, Оноре Домье, Жоржа Сера, Поля Сезанна. Именно Блэка считают и покупателем работы Эдварда Мунка Крик. Эта пастель была продана весной 2012 года за $120 млн.

Все рекорды последнего времени говорят о том, что спрос на шедевры велик. Высокие эстимейты не отпугивают покупателей, и они готовы бороться за желанные произведения до последнего. Хотя Грегори Рубинстейн честно признается: «Мы понимали всю ценность рисунка, однако такое оживление и страсти покупателей стали для нас приятным сюрпризом. Никто даже в самых смелых мечтах не мог предположить, что самым дорогим произведением, проданным в Европе в 2012 году, станет наш рисунок Рафаэля». Но на общем благополучном фоне состояния рынка искусства раздел рисунка, и в особенности старых мастеров, выглядит весьма оптимистично. По мнению сайта Artprice, цены на работы на бумаге за последние десять лет (с января 2002 по январь 2012 года) выросли на 197%, притом что на живопись цены увеличились «всего лишь» на 161%. «Рекорд рисунка Рафаэля еще раз доказывает, что цены на старое искусство, в отличие от актуального и современного, остаются весьма разумными и продуманными», — резюмирует господин Аарон.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+