18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Началась эпоха Возрождения? Рисунок Рафаэля продан по рекордной цене, сравнимой с ценами на модернистов

Пятого декабря 2012 года в Лондоне, на торгах британской живописи и старых мастеров аукционного дома Sоtheby’s за £29,7 млн был продан рисунок Голова апостола, созданный великим мастером Возрождения Рафаэлем Санти в 1520 году. Битва за работу размером 28 х 38 см продолжалась 17 минут, в ней участвовало четыре покупателя. Окончательная цена превысила нижнюю планку первоначальной оценки в £10–15 млн почти в три раза. По словам эксперта Грегори Рубинстейна, который готовил эту продажу, «несмотря на то, что уже был прецедент продажи рисунка Рафаэля за цену, близкую к нашему рекорду, мы не могли позволить себе установить высокий эстимейт. Ведь самыми дорогими рисунками на рынке были работы Микеланджело и Леонардо да Винчи, цена на которые не превышала £8 млн». По мнению информационного агентства Associated Press и французской газеты Figaro, покупателем этого рисунка, возможно, стал коллекционер из России. «Редчайший экземпляр фантастического рисунка великого мастера — при таких данных рекорд был неизбежен и закономерен», — комментирует новую, самую высокую в мире цену на произведения на бумаге Эрве Аарон, президент Салона рисунка и один из законодателей мирового рынка произведений графики.

Голова апостола — это рисунок углем; он входит в группу из 17 известных эскизов к работе Рафаэля Преображение. Эту картину заказал мастеру кардинал Джулио Медичи, изначально она предназначалась для собора в Нарбонне. Художник приступил к работе в 1518 году, а прервалась она незадолго до его смерти 6 апреля 1520-го. Сегодня картина находится в Пинакотеке Ватикана. Девять эскизов, среди которых фигурировала и Голова апостола, были показаны на недавней выставке, посвященной позднему периоду творчества Рафаэля, в музее Прадо, а затем в Лувре. Основоположнику истории искусства Джорджо Вазари принадлежат такие слова о картине: «Рафаэль написал в этой вещи фигуры и головы, которые, не говоря об их исключительной красоте, настолько необычны, разнообразны и прекрасны, что, согласно единодушному мнению художников, это самое прославленное, самое прекрасное и самое божественное произведение из всех, когда-либо им созданных. Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение… (…) И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть».

До того как попасть на торги, этот рисунок с начала XVIII века хранился в собрании герцогов Девонширских в поместье Чатсуорт, которое славится одной из самых крупных частных коллекций работ Рафаэля (здесь хранится не менее 14 работ мастера). Это третье по значимости собрание в Британии после Британского музея и Музея Ашмола в Оксфорде. А среди частных коллекций превосходит собрание герцогов Девонширских лишь собрание самой королевы. Коллекция начала складываться в конце  XVII столетия и пополнялась на протяжении почти трех веков. Только произведений графического искусства в ней насчитывается более 3 тыс.

Герцоги Девонширские не в первый раз расстаются с шедеврами подобного уровня. Огромный дворец требует серьезных финансовых вложений для его содержания. В 1984 году семья уже была вынуждена выставить на торги часть своей коллекции. По мнению антикварного сообщества, эти торги вошли в историю. На продажу тогда был выставлен 71 лот — исключительно рисунки музейного уровня. Пять из них были проданы более чем за £1 млн, что потрясло тогдашний арт-рынок и вывело искусство графики на совершенно иной ценовой уровень. До 1984 года рекордная стоимость произведения на бумаге составляла всего £700 тыс. На тех исторических торгах тоже был выставлен рисунок Рафаэля, и тоже Голова апостола, весьма напоминающая ту, что продали в декабре 2012 года на Sotheby’s. В 1984 году он был продан за £3,6 млн, установив на тот момент мировой рекорд. В 1996 году новые владельцы решили расстаться с рисунком и вновь выставили его на продажу, и он опять вышел в лидеры, будучи продан за £5,3 млн.

До нынешнего рекорда самым дорогим рисунком в мире также было произведение Рафаэля — Голова музы. Ее продали в Лондоне на торгах аукционного дома Christie’s в декабре 2009 года. Работа обладала великолепным провенансом: рисунок успел побывать в коллекции королевского дома Нидерландов и войти в собрание знаменитой галереи Колнаги. Эксперты, как и в этот раз, оценили ее весьма скромно (работа продавалась в разгар экономического кризиса) — в £12–16 млн, а продана она была за £29,2 млн.

Долгое время имя покупателя рисунка Голова музы оставалось неизвестным, однако впоследствии появилось предположение, что счастливым обладателем шедевра стал американский миллиардер Леон Блэк. Его коллекция оценивается в $750 млн и уже считается выдающейся. В нее входят уникальные творения Винсента Ван Гога, Оноре Домье, Жоржа Сера, Поля Сезанна. Именно Блэка считают и покупателем работы Эдварда Мунка Крик. Эта пастель была продана весной 2012 года за $120 млн.

Все рекорды последнего времени говорят о том, что спрос на шедевры велик. Высокие эстимейты не отпугивают покупателей, и они готовы бороться за желанные произведения до последнего. Хотя Грегори Рубинстейн честно признается: «Мы понимали всю ценность рисунка, однако такое оживление и страсти покупателей стали для нас приятным сюрпризом. Никто даже в самых смелых мечтах не мог предположить, что самым дорогим произведением, проданным в Европе в 2012 году, станет наш рисунок Рафаэля». Но на общем благополучном фоне состояния рынка искусства раздел рисунка, и в особенности старых мастеров, выглядит весьма оптимистично. По мнению сайта Artprice, цены на работы на бумаге за последние десять лет (с января 2002 по январь 2012 года) выросли на 197%, притом что на живопись цены увеличились «всего лишь» на 161%. «Рекорд рисунка Рафаэля еще раз доказывает, что цены на старое искусство, в отличие от актуального и современного, остаются весьма разумными и продуманными», — резюмирует господин Аарон.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+