18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое лицо Philli

№28
Материал из газеты

По силам ли Phillips оспаривать власть дуумвирата Sotheby’s и Christie’s?

Лондонское отделение аукционного дома Phillips в октябре этого года перебралось из густонаселенного района у Вокзала королевы Виктории в новое роскошное помещение площадью 6,8 тыс. м2 на Беркли-сквер в самом сердце престижного Мэйфейр. Вскоре откроется аукционный зал Phillips в Гонконге. Эдвард Долман, в июле присоединившийся к Phillips в качестве председателя и исполнительного директора, говорит, что аукционный дом планирует завоевание гонконгского рынка «в самое ближайшее время». Словами Долман не бросается, у него большой опыт работы за рубежом: 27 лет он трудился в Christie’s, открывая филиалы аукционного дома в Париже, Нью-Йорке и в том же Гонконге, где последние десять лет занимался развитием аукционного бизнеса и подбором кадров. «Это очень перспективный рынок; я с интересом наблюдаю, как развиваются китайские аукционные дома», — говорит он.

Еще есть планы ввести новые аукционные категории, например часы, которые, по мнению Долмана, должны «вписаться в нашу новую стратегию, рассчитанную на современный роскошный стиль жизни». Правда, пока слухи о том, что Аурель Бакс, бывший глава отдела часов в Christie’s, возвращается в Phillips, не подтвердились. Между тем на аукционах современного искусства будет представлено больше работ художников с так называемых развивающихся рынков: Китая, Ближнего Востока и Африки. «Мы сделаем все возможное, чтобы вернуть Phillips в центр мирового художественного процесса», — обещает Долман, который, перед тем как перейти в этот аукционный дом, три года отработал исполнительным директором Управления музеев Катара.

Новое лондонское здание на Берклисквер, аренда которого, по слухам, обошлась в £100 млн, открылось после глубокой модернизации, проведенной международным архитектурным бюро Aukett Swanke. В Phillips теперь решают, сохранять ли за собой старое (впрочем, недавно обновленное) пространство в Howick Place в районе вокзала, договор на аренду которого истекает в 2016 году: это ведь несколько дальше от самого-самого центра города и совсем не так пафосно.

А в помещении на Беркли-сквер ремонт провели капитальный: ломали целые этажи, чтобы создать двухъярусное выставочное пространство и аукционный зал на минус первом этаже, куда ведет сделанная на заказ массивная дубовая лестница, а над партером нависают три ложи для VIP-персон (с зеркальными окнами, конечно). Новоселье отметили выставкой крупногабаритной современной скульптуры, а первыми вечерними торгами стал прошедший в рамках ярмарки Frieze аукцион современного искусства 15 октября. Основное выставочное пространство на первом этаже площадью 870 м2 с окнами от пола до потолка выглядит даже больше и роскошнее, чем у Christie’s и Sotheby’s. «Я надеюсь, что для коллекционеров, которые выбирают, в какой аукционный дом отнести свои работы, это станет дополнительным аргументом в нашу пользу», — говорит Долман. Выставка Очень краткая история современной скульптуры была придумана и собрана авторитетным итальянским куратором Франческо Бонами; экспозиция включала работы Маурицио Каттелана, Урса Фишера, Ай Вэйвэя и других. Скульптуры можно было купить в частном порядке либо на вечерних торгах 15 октября; некоторые работы, одолженные для выставки частными коллекционерами, для продажи не предназначались. Это был смелый шаг, если учитывать, что не скульптура, а живопись доминирует на современных аукционах и именно картины уходят по самым высоким ценам. Но, как отмечает Долман, скульптура за последние несколько лет взяла свое: так, в 2010 году Идущий человек I Джакометти (1961) «ушел» за £65 млн на аукционе Sotheby’s в Лондоне, а сам жанр все актив- нее используется современными авторами. «Например, для Томаса Шютте, Чарльза Рэя или Джеффа Кунса скульптура стала основным средством творческого самовыражения», — отмечает исполнительный директор аукционного дома.

Однако по силам ли Phillips оспорить установившуюся за десятилетия власть дуумвирата Sotheby’s и Christie’s? Задачка не из легких; скажем, в прошлом году три вечерних аукциона современного искусства принесли Phillips в общей сложности £35,8 млн — а за это же время Christie’s продал этого искусства на £179,7 млн (если из суммы торгов «послевоенного и современного искусства» отминусовать «послевоенное»). Как быть? Где взять ресурсы для роста? «Тут уже почти как на бирже, — объясняет Долман, приводя в пример гарантии, авансы и договоры займа, которыми обставляют сделки большинство аукционных домов. — И Phillips, безусловно, должен стать одним из ключевых игроков на этой бирже. Кроме того, мы готовы предложить более инновационные подходы. Самое время сделать этот рынок более конкурентным».

Лондонский арт-дилер Кенни Шахтер относится к боевому настрою Phillips скептически. «У Sotheby’s два кошмара: Christie’s и Дэниел Лёб (неугомонный инвестор-критикан добился-таки места в совете акционеров компании. — TANR); а Christie’s вроде как никто не страшен, хотя он сам себя разрушает в погоне за рекордами, — говорит он. — Отсюда совет: покупать у Phillips, продавать у Christie’s или Sotheby’s. Из этого правила только два исключения: либо вы создаете новый рынок, открыв художника, либо получаете откуда-то большую гарантию». Шахтер, однако, признает, что открывать молодых художников — «главная фишка Phillips», что отмечает и Долман. «Наша первейшая задача — начать ассоциироваться с понятием „инновационный аукционный дом“ и с умелым подходом к каждому коллекционеру», — заявляет он.

В художественных кругах сразу заговорили, что с Долманом Phillips не пропадет. За последние 15 лет аукционный дом, основанный в 1796 году, сменил несколько владельцев, среди которых были и производитель предметов роскоши миллиардер Бернар Арно, и Симон де Пюри, и Даниэлла Люксембург. В 2008 году дом перешел под контроль российской компании Mercury Group, одного из крупнейших игроков на рынке товаров класса люкс. «Mercury — отличные и очень влиятельные владельцы, — рассказывает Долман. — Они не скупятся инвестировать в Phillips, чтобы укрепить позиции компании на рынке».

Симпатия Долмана к российским хозяевам взаимна. «Эдвард Долман — гений, — не сомневается Светлана Марич, международный директор Phillips и глава московского офиса. — Он в мире искусства как Черчилль в политике: мозг шахматиста, просчитывающий на много шагов вперед. С его приходом для Phillips начинается новая эра». В последнем уверен и сам Долман: «Мы хотим заявить о себе на рынке как об игроках, проводящих решительную и агрессивную политику. Доказать, что, помимо Christie’s и Sotheby’s, есть и другие достойные внимания компании».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+