18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Андреа Мантенья глазами аналитика

№92
Материал из газеты

Субъективный взгляд искусствоведа Стивена Кэмпбелла на одного из величайших художников Ренессанса

Без сомнения, Андреа Мантенья (около 1431 — 1506), умерший в долгах и депрессии, одна из величайших фигур итальянского Ренессанса. Сын плотника, он стал придворным живописцем у влиятельнейшего семейства Гонзага, правителей Мантуи. Много позже репутация его укрепилась благодаря продаже в 1629 году замечательной серии работ «Триумф Цезаря» королю Англии Карлу I.

Тем не менее, как отмечает Стивен Кэмпбелл в своей книге о Мантенье, для ученых и критиков художник оставался чужим, даже аутсайдером. Публикация «Жизнеописаний живописцев» Джорджо Вазари в середине XVI века лишь усилила это неприятие. Вазари отнес Мантенью к категории бесстрастных живописцев, работам которых не хватало живости, какая была у Леонардо, Микеланджело и Рафаэля. Впоследствии Мантеньей восхищались, но редко любили. Знаменитый искусствовед Роберто Лонги ценил его, но ставил вторым после Джованни Беллини, шурина художника. А исследователи последних лет, работающие в духе структурализма и постструктурализма, предпочитают визионеров вроде Фра Анджелико гуманистическим художникам, воплощением которых был Мантенья.

Автор новой книги стремится понять Мантенью с его собственной точки зрения. Он отмечает важный момент: хотя этот художник включен в любой обзор европейского искусства, обычно его используют для иллюстрации лишь одного из аспектов живописи Возрождения. Кэмпбелл же помещает Мантенью на ключевую позицию, с которой нужно оценивать другие произведения той эпохи. 

Исследователь подчеркивает оригинальность и новаторство художника. Например, пространственная сложность его работ подразумевает, что использование Мантеньей перспективы, порой обескураживающее, является попыткой управлять зрительским восприятием. Другой лейтмотив книги — интегрированное применение художником слов и надписей внутри картины. Они становятся равными «способами передачи», как выражается Кэмпбелл. Письменное слово не объясняет изображение, а служит его неотъемлемой частью.

Это блестящая, хотя и трудная книга. С помощью визуального анализа автор сумел отделить личность, создававшую собственно произведения искусства, от того, что он называет «исторической индивидуальностью» художника. Мало кто из ученых мог бы предпринять исследование такой сложности. Кэмпбелл одинаково легко обращается с эмпирическими и критическими направлениями искусствоведения. Именно это делает его одним из интереснейших и провокативных историков искусства нашего времени. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+