18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Нос клипера «Катти Сарк» снова украсит фигура юной ведьмы

№92
Материал из газеты

Гальюнную фигуру с «Катти Сарк» вернут к первоначальному замыслу — образу молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса «Tэм О’Шентер», чьим именем назвали знаменитое судно

Чайный клипер «Катти Сарк», спущенный на воду в 1869 году, был построен для того, чтобы победить в гонке судов, доставляющих на европейский рынок свежий урожай чая. Корабль назвали по имени молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шентер» — «смазливой девчонки», которая танцевала на шабаше в своей «короткой сорочке» (так название судна переводится с шотландского языка). Первоначально на носу корабля красовалась ровно такая юная соблазнительная фигура с развевающимися на ветру волосами.

С тех пор как в 1950-х «Катти Сарк» отреставрировали, поставили в сухой док и превратили в музей, его украшает более сдержанная носовая фигура, успевшая стать одной из достопримечательностей Гринвича и знакомая миллионам телезрителей по всему миру благодаря трансляциям лондонского марафона, участники которого пробегают мимо корабля. Однако недавно выяснилось, что фигура сгнила изнутри.

«Заметив, что на краю краска чуть пошла пузырями, мы сняли ее для обследования и быстро поняли, что проблема серьезная», — рассказывает Саймон Томпсон, заведующий хранением кораблей в Королевских музеях Гринвича. Решено было не реставрировать деревянную скульптуру, а заменить ее на более соответствующую оригинальному замыслу. Стоимость проекта, частично финансируемого за счет открытого сбора средств, составила £50 тыс. «В поисках подходящего мастера мы обращались за советом ко многим экспертам и раз за разом получали ответ, что нам нужен Энди Питерс», — рассказывает Томпсон.

Питерс известен на международном уровне как один из последних и самых искусных корабельных резчиков по дереву, хотя сам он подчеркивает, что раньше такие мастерские были в каждом порту и на каждой верфи. Впрочем, его собственная мастерская располагается вдали от моря, в оксфордширском городе Уотер­сток. Он по-прежнему работает исключительно вручную, используя традиционные техники. Почти десятилетие он трудился над «Гётеборгом», репликой шведского ост-индского корабля, для которого в числе прочего создал пятиметровую носовую фигуру в форме льва, вырезанную из 3 т древесины.

Питерс преклоняется перед мастерством Фредерика Хелльера, происходившего из знаменитой династии резчиков. Именно Хелльер создал оригинальную носовую фигуру для «Катти Сарк», голова которой была утрачена в шторме в 1870-х годах. Автором же дошедшей до нас версии стал Артур Левисон. «Он работал во времена, когда денег было мало, а ресурсы ограниченны», — говорит Питерс и добавляет, что «его отец был очень хорошим резчиком».

По счастью, у Питерса появилась возможность использовать набросок, сделанный для оригинальной фигуры. Он был недавно обнаружен в семейном архиве внучки Геркулеса Линтона, спроектировавшего и сам корабль, и носовую фигуру. «В поэме Бернса Тэм зачарован ее красотой, и я надеюсь, что моя версия будет ближе к оригиналу», — говорит Питерс. Этим летом созданная им фигура прибудет в Гринвич для финальной обработки древесины, покраски и золочения. Корабль уже давно пережил свой расчетный срок службы, составляющий всего несколько десятилетий. Есть надежда, что новая носовая фигура окажется не менее долговечной.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+