18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Нос клипера «Катти Сарк» снова украсит фигура юной ведьмы

№92
Материал из газеты

Гальюнную фигуру с «Катти Сарк» вернут к первоначальному замыслу — образу молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса «Tэм О’Шентер», чьим именем назвали знаменитое судно

Чайный клипер «Катти Сарк», спущенный на воду в 1869 году, был построен для того, чтобы победить в гонке судов, доставляющих на европейский рынок свежий урожай чая. Корабль назвали по имени молодой ведьмы из поэмы Роберта Бернса «Тэм О’Шентер» — «смазливой девчонки», которая танцевала на шабаше в своей «короткой сорочке» (так название судна переводится с шотландского языка). Первоначально на носу корабля красовалась ровно такая юная соблазнительная фигура с развевающимися на ветру волосами.

С тех пор как в 1950-х «Катти Сарк» отреставрировали, поставили в сухой док и превратили в музей, его украшает более сдержанная носовая фигура, успевшая стать одной из достопримечательностей Гринвича и знакомая миллионам телезрителей по всему миру благодаря трансляциям лондонского марафона, участники которого пробегают мимо корабля. Однако недавно выяснилось, что фигура сгнила изнутри.

«Заметив, что на краю краска чуть пошла пузырями, мы сняли ее для обследования и быстро поняли, что проблема серьезная», — рассказывает Саймон Томпсон, заведующий хранением кораблей в Королевских музеях Гринвича. Решено было не реставрировать деревянную скульптуру, а заменить ее на более соответствующую оригинальному замыслу. Стоимость проекта, частично финансируемого за счет открытого сбора средств, составила £50 тыс. «В поисках подходящего мастера мы обращались за советом ко многим экспертам и раз за разом получали ответ, что нам нужен Энди Питерс», — рассказывает Томпсон.

Питерс известен на международном уровне как один из последних и самых искусных корабельных резчиков по дереву, хотя сам он подчеркивает, что раньше такие мастерские были в каждом порту и на каждой верфи. Впрочем, его собственная мастерская располагается вдали от моря, в оксфордширском городе Уотер­сток. Он по-прежнему работает исключительно вручную, используя традиционные техники. Почти десятилетие он трудился над «Гётеборгом», репликой шведского ост-индского корабля, для которого в числе прочего создал пятиметровую носовую фигуру в форме льва, вырезанную из 3 т древесины.

Питерс преклоняется перед мастерством Фредерика Хелльера, происходившего из знаменитой династии резчиков. Именно Хелльер создал оригинальную носовую фигуру для «Катти Сарк», голова которой была утрачена в шторме в 1870-х годах. Автором же дошедшей до нас версии стал Артур Левисон. «Он работал во времена, когда денег было мало, а ресурсы ограниченны», — говорит Питерс и добавляет, что «его отец был очень хорошим резчиком».

По счастью, у Питерса появилась возможность использовать набросок, сделанный для оригинальной фигуры. Он был недавно обнаружен в семейном архиве внучки Геркулеса Линтона, спроектировавшего и сам корабль, и носовую фигуру. «В поэме Бернса Тэм зачарован ее красотой, и я надеюсь, что моя версия будет ближе к оригиналу», — говорит Питерс. Этим летом созданная им фигура прибудет в Гринвич для финальной обработки древесины, покраски и золочения. Корабль уже давно пережил свой расчетный срок службы, составляющий всего несколько десятилетий. Есть надежда, что новая носовая фигура окажется не менее долговечной.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+